Как учат коррупции: трагическая история туркменской студентки в Украине

Во что превратилась сегодня система высшего образования Украины
Подписывайтесь на Ukraina.ru

30 января в Киеве пропала восемнадцатилетняя студентка Национального медицинского университета имени Богомольца, туркменка Мукаддас Насырлаева. Друзья и родственники безуспешно разыскивали девушку в течение трех недель, и только благодаря данным видеокамер смогли выяснить ее трагическую судьбу. Как оказалось, Мукаддас совершила самоубийство, прыгнув в Днепр с моста Патона.

Причиной случившегося называют конфликт с руководством украинского вуза. Туркменская девушка старательно и хорошо училась, осваивая профессию стоматолога. Однако, на начало года у нее закончилась виза — и для дальнейшего продолжения учебы требовалось получить вид на жительство в Украине. С этой целью Мукаддас должна была подать в посольство Туркменистана подписанный в деканате документ с просьбой посодействовать решению этого вопроса. Однако, замдекана факультета Татьяна Тимохина отказала девушке в этой формальной просьбе, и даже порвала заявление, подготовленное туркменской студенткой, о чем она в слезах рассказала своей двоюродной сестре.

Чем была вызвана эта жестокость по отношению к Мукаддас? По мнению представителя туркменской общины в Украине Ровшанбека Розметова, в вузе попросту хотели получить за эту подпись «материальное вознаграждение». Очевидно, что Мукаддас не согласилась на эти условия, которые оказались для нее невыполнимыми — и не хотела возвращаться домой в статусе недоучившейся студентки. 30 января она вновь поехала на встречу к заместителю декана, чтобы уговорить ее подписать документ. И сразу после этого разговора направилась к Днепру, чтобы наложить на себя руки.

Гибель девушки вызвала в Украине большой резонанс — однако, руководство Национального медицинского университета имени Богомольца упорно отказывалось признавать свою вину в этом происшествии. В ректорате заявили, что девушку якобы выгнали из вуза еще в декабре — причем, именно из-за нарушения миграционного законодательства. «НМУ им. Богомольца в лучших традициях чиновников Советского Союза отчислил Мукаддас задним числом», — прокомментировал это адвокат семьи девушки. Только вмешательство туркменской стороны заставило киевскую прокуратуру открыть уголовное производство по факту доведения до самоубийства. Лишь тогда в университете сделали кадровые выводы, временно отстранив от работы Татьяну Тимохину. После чего Министерство здравоохранения оперативно уволило ректора медуниверситета Екатерину Амосову.

По мнению украинских правозащитников, история Мукаддас позволила вскрыть чудовищные масштабы коррупции, которая процветает сейчас в современной образовательной системе — и активно поддерживается заинтересованными лицами по принципу круговой поруки. «По мнению правозащитника Алексея Скорбача, занимающегося защитой прав беженцев, администрации вузов часто пользуются тем, что студенты не понимают важности своевременной подачи документов, и используют это в качестве большой коррупционной ниши. По его словам, студенты сильно зависят от администрации вуза. Ведь после того, как абитуриент решил учиться в украинском вузе, документы готовит соответствующий работник учреждения, отвечающий за работу с иностранцами. Эти документы отвозятся в миграционную службу, где проверяются (приказы о зачислении, личные данные, анкеты и т.д.). На получение уже самого документа временного проживания в миграционную службу приезжает сам студент с представителем заведения. Студент расписывается в виде на жительство, который сразу ламинируется, расписывается в анкете и журнале получения документов. Далее идет ежегодная пролонгация вида на жительство. Документы также готовит администрация вуза и подает в миграционную службу. Так что студенты не имеют тесной связи с миграционной службой, они очень зависимы от капризов администрации. Большинство иностранных студентов плохо следят за миграционной историей и решают проблемы за деньги с руководством деканата и ректората», — пишет об этом РИА Новости. Это подтверждают студенты, которые учились вместе с покойной Мукаддас. По их словам, подобные проблемы возникают с иностранными студентами регулярно, и им приходится обращаться за решением вопроса в администрацию вуза.

Впрочем, коррупция в украинских вузах касается не только иностранцев. «В последнее время ситуация такова, что платить деньги считается у всех нормой. Можно, конечно, учиться хорошо и бесплатно, но все больше молодых людей вообще не учатся, а платят за сдачу сессии, покупая себе диплом. Это согласовывается с самого начала через деканат — посредники дают счет, на который надо перевести деньги. Или их можно передать из рук в руки через доверенных людей. Такие покупатели дипломов вообще не ходят на пары, или появляются там редко. А к концу семестра, так сказать, финансово закрывают сезон. Сейчас таких не менее трети в каждой группе, в лучшем случае», — рассказывает аспирантка одного из киевских вузов.

Впрочем, тотальный разгул коррупции — далеко не единственное, что лишает студентов мотивации к обучению. Среднестатистический студент знает, что его труд не востребован в родной стране, в результате деиндустриализации и безработицы — и либо старается заранее отыскать себе работу за границей, либо учится кое-как — тем более, что все это происходит на фоне массового оттока профессиональных и хорошо подготовленных вузовских преподавателей. А те, кто пришел на смену, часто отбывают на кафедрах, не особо стараясь посеять что-то вечное и разумное в студенческих головах.

«Все эксперты отмечают что общий уровень образования молодежи по сравнению с их сверстниками 30-летней давности катастрофически снизился. В массе своей молодежь уже ничего не знает о физике, химии, истории, биологии, географии, математике и т.д. Многие путаются даже в таблице умножения. Вне всякого сомнения, эта тенденция носит объективный характер и отражает изменение характера труда в нынешней Украине по сравнению с Украиной Советской. Это проявление общественной саморегуляции — если в советское время большинство трудоустраивалось или стремилось трудоустроиться на производстве или в многочисленные КБ и НИИ, «почтовые ящики», то сейчас основная часть населения трудоустраивается в сфере услуг и торговли, где напряжение интеллекта не требуется, а требуются примитивные навыки, стандартные и вежливые манеры поведения, как на кассе в «Билле».

Украина промышленная закончилась. Вместе с ней закончился и высокий образовательный уровень всего населения. На смену ей пришла Украина торгово-сервисная с ее примитивным уровнем образования. Нам не нужно копировать европейскую систему образования. Это глупое подражательство и бессмысленное раздувание бюджета, которое Украина, как самая бедная страна Европы, себе позволить просто не в состоянии. У нас ведь не такая высокотехнологичная экономика, как в ЕС. И она такой не будет в ближайшие 30-40 лет. А может быть и никогда не будет. Наука умерла, и мы никогда не будем создавать инноваций. 85-90% молодежи в ближайшие 10-15 лет обречены сидеть на базарах, в торговле или стать заробитчанами», — печально рассказывает об этом блогер Андрей Головачев.

Трагический пример туркменки Мукаддас не приведет к каким-то качественным изменениям в этой структуре. Он просто еще раз показывает, к чему привели Украину разрекламированные неолиберальные реформы в образовательной сфере — когда те, кто хочет учиться, или получить на руки диплом, должны в обязательном порядке получить уроки лицемерия и коррупции.

Рекомендуем