https://ukraina.ru/20220909/1038559380.html
"Русский мир" возвращается. Новая концепция гуманитарной политики РФ, утвержденная Путиным
"Русский мир" возвращается. Новая концепция гуманитарной политики РФ, утвержденная Путиным - 09.09.2022 Украина.ру
"Русский мир" возвращается. Новая концепция гуманитарной политики РФ, утвержденная Путиным
Президент России Владимир Путин 5 сентября утвердил «Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». Украинские СМИ, не разобравшись в чём... Украина.ру, 09.09.2022
2022-09-09T08:00
2022-09-09T08:00
2022-09-09T08:53
россия
русский мир
русский язык
русская культура
политика
эксклюзив
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/101241/34/1012413447_0:0:3170:1784_1920x0_80_0_0_2827f07dfc65e609b76d6f23c9f7a1b6.jpg
Президент России Владимир Путин 5 сентября утвердил «Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». Украинские СМИ, не разобравшись в чём дело, заявили о принятии новой внешнеполитической доктрины — это не так, концепция внешней политики сейчас только готовится. Впрочем, принятый документ говорит о многом, в частности возвращает в публичную сферу подзабытый уже термин «Русский мир».Фактически этот термин используется с начала 2000-х, авторство приписывают то политтехнологу Петру Щедровицкому, то Святейшему Патриарху Кириллу, но, думается, дискуссия о личных приоритетах тут особого смысла не имеет. Так или иначе, но «Русский мир» теперь закреплён в государственном акте.Уже в общих положениях (Ст. 9) констатируются попытки «дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями», а среди задач культурной политики фигурирует «защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих Русскому миру».К сожалению, авторы не сочли нужным внести в текст определение «Русского мира», но подчёркивание традиционности и упоминание в документе «традиционных духовно-нравственных ценностей» позволяет полагать, что это, в данном случае, синоним т. н. «правого поворота» — в сторону традиционных семейных отношений, развития национальной культуры и т. п.Во всяком случае, нельзя говорить о повороте именно к русской, а не к российской идентичности, поскольку далее говорится о «продвижении преимуществ федеративного устройства Российского государства, в котором признаётся равное достоинство культур всех народов, проживающих на его территории». Нет и ответа на вопрос: русская культура просто равная, первая среди равных или первая, поскольку относится с государствообразующей нации. Семь статей документа посвящены русскому языку, но он трактуется как «универсальное средство общения многонационального российского народа». Но вот российские соотечественники называются носителями «русского языка, русской культуры и традиций».Впрочем, российская культура всегда была такой — будучи основанной на русском языке и духовных принципах русского народа, она всегда относилась к более широкой, многонациональной общности. Соотношение русского и многонационального в российской культуре остаётся предметом пристального внимания социологов и культурологов, но никакого общепринятого и определённого представления о соотношении этих двух составляющих в российской культуре всё равно нет. Правильно было бы сказать, что это соотношение находится в постоянном динамическом равновесии, причём в моменты кризисов именно национальная русская часть неизбежно перевешивает (вспомним знаменитый тост Сталина).Разумеется, надо понимать, что концепция — продукт аппаратно-бюрократический, но именно в таких документах закрепляются ключевые смыслы, которые применяются потом в государственной пропаганде. То, что среди этих смыслов будет «Русский мир» не может не радовать.Сам же документ носит признаки временности и даже некоторой устарелости. Например, не упоминается о стратегии возвращения российских соотечественников в состав России (в том числе с территориями, которые они занимают). А сейчас это ведь одно из не только реализуемых де-факто, но и оформленных де-юре (в виде особой процедуры получения российского гражданства гражданами Украины) направлений российской политики. Конечно в концепции культурной политики этому места вроде бы нет, но вставить пару фраз об обогащении русской культуры за счёт соотечественников, пожалуй, стоило бы.Так или иначе — да здравствует Русский мир! А наполнить это понятие всегда есть чем — культура у нас действительно великая.
https://ukraina.ru/20220527/1034044721.html
https://ukraina.ru/20220611/1034140783.html
россия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/101241/34/1012413447_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_245f0d3d8282480d90facc7b6f976ff1.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
россия, русский мир, русский язык, русская культура, политика, эксклюзив
Президент России Владимир Путин 5 сентября утвердил «Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». Украинские СМИ, не разобравшись в чём дело, заявили о принятии новой внешнеполитической доктрины — это не так, концепция внешней политики сейчас только готовится. Впрочем, принятый документ говорит о многом, в частности возвращает в публичную сферу подзабытый уже термин «Русский мир».
Фактически этот термин используется с начала 2000-х, авторство приписывают то политтехнологу Петру Щедровицкому, то Святейшему Патриарху Кириллу, но, думается, дискуссия о личных приоритетах тут особого смысла не имеет. Так или иначе, но «Русский мир» теперь закреплён в государственном акте.
Уже в общих положениях (Ст. 9) констатируются попытки «дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями», а среди задач культурной политики фигурирует «защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих Русскому миру».
К сожалению, авторы не сочли нужным внести в текст определение «Русского мира», но подчёркивание традиционности и упоминание в документе «традиционных духовно-нравственных ценностей» позволяет полагать, что это, в данном случае, синоним т. н. «правого поворота» — в сторону традиционных семейных отношений, развития национальной культуры и т. п.
Во всяком случае, нельзя говорить о повороте именно к русской, а не к российской идентичности, поскольку далее говорится о «продвижении преимуществ федеративного устройства Российского государства, в котором признаётся равное достоинство культур всех народов, проживающих на его территории». Нет и ответа на вопрос: русская культура просто равная, первая среди равных или первая, поскольку относится с государствообразующей нации. Семь статей документа посвящены русскому языку, но он трактуется как «универсальное средство общения многонационального российского народа». Но вот российские соотечественники называются носителями «русского языка, русской культуры и традиций».
Впрочем, российская культура всегда была такой — будучи основанной на русском языке и духовных принципах русского народа, она всегда относилась к более широкой, многонациональной общности. Соотношение русского и многонационального в российской культуре остаётся предметом пристального внимания социологов и культурологов, но никакого общепринятого и определённого представления о соотношении этих двух составляющих в российской культуре всё равно нет. Правильно было бы сказать, что это соотношение находится в постоянном динамическом равновесии, причём в моменты кризисов именно национальная русская часть неизбежно перевешивает (вспомним знаменитый тост Сталина).
Разумеется, надо понимать, что концепция — продукт аппаратно-бюрократический, но именно в таких документах закрепляются ключевые смыслы, которые применяются потом в государственной пропаганде. То, что среди этих смыслов будет «Русский мир» не может не радовать.
Сам же документ носит признаки временности и даже некоторой устарелости. Например, не упоминается о стратегии возвращения российских соотечественников в состав России (в том числе с территориями, которые они занимают). А сейчас это ведь одно из не только реализуемых де-факто, но и оформленных де-юре (в виде особой процедуры получения российского гражданства гражданами Украины) направлений российской политики. Конечно в концепции культурной политики этому места вроде бы нет, но вставить пару фраз об обогащении русской культуры за счёт соотечественников, пожалуй, стоило бы.
Так или иначе — да здравствует Русский мир! А наполнить это понятие всегда есть чем — культура у нас действительно великая.