Гагаузы — это немногочисленный тюркский народ православного вероисповедания, живущий преимущественно на юге Бессарабии. Здесь в Комратском, Чадыр-Лунгском и Вурканештском районах сосредоточена основная масса гагаузов (около 150 тыс. человек), являющихся потомками переселенцев из Добруджи. Колонизация гагаузами и близкими им культурно болгарами Южной Бессарабии происходила после присоединения этого края к Российской империи в 1812 г.
Тогда, после выселения из Бессарабии осман и буджакских татар, стимулировалась миграция в новую российскую провинцию христиан с Балканского полуострова, из Дунайских княжеств, Центральной Европы, внутренних губерний Российской империи. Так, собственно, и формировался исключительно многонациональный состав населения юга Бессарабии, когда ни один этнос не обладает абсолютным большинством и не может быть назван автохтонным (коренным).
Этническая пестрота региона привела к появлению двуязычия, при котором внутри этнических общин используется соответствующий национальный язык, а межнациональное общение происходит преимущественно на русском. Овладение официальным языком империи также давало доступ к образованию, позволяло строить успешную карьеру.
В XX в. знание русского языка способствовало территориальной мобильности в рамках огромной державы. Попытки вытеснить русский язык из официальной сферы в период румынского владычества на юге Бессарабии (в 1856-1878, 1917-1940, 1941-1944 годах) вызывали недовольство не только среди этнических русских, но и среди болгар, гагаузов.
Кстати, первое заседание исполкома Болградского городского совета на украинском языке прошло лишь 26 июля нынешнего года под влиянием недавно принятого в Киеве закона по обеспечению функционирования украинского языка как государственного. Ранее языком делопроизводства в органах самоуправления преимущественно болгарского города и района являлся русский.
В первой половине ХХ в. гагаузы имели преимущественно негативный опыт взаимодействия с Румынским государством. Бухарест проводил политику ассимиляции гагаузов, в 40-е годы на официальном уровне существовали проекты выселения этого народа из Бессарабии в Турцию и за Днестр.
В составе национальной Молдавской Республики гагаузы оказались после раздела Бессарабии советскими властями между Кишинёвом и Киевом. В 1940 г. населённые пункты с преимущественно гагаузским населением были переданы в состав Молдавской ССР, а с болгарским населением — Украинской ССР.
Первые попытки образования автономии гагаузов в составе МССР были предприняты в 1948-1949 и 1957-1958 годах. Они закончились лишь частными мерами по возрождению языка и культуры гагаузского народа, но главной цели не достигли. Причиной тому было отсутствие должной поддержки автономии среди самого православно-тюркского этноса. В тот период гагаузский народ обладал ещё не полной социальной структурой: подавляющее его большинство составляли крестьяне, доля интеллигенции и служащих была мизерной.
К концу 80-х годов ситуация существенно изменилась: гагаузы были широко представлены в органах управления трёх районов своего компактного проживания на юге МССР, возглавляли ряд колхозов и агропромышленных объединений, являлись депутатами Верховного Совета Молдавии и даже народными депутатами СССР. Сектор изучения гагаузского языка работал в Молдавском филиале Академии Наук СССР, росла численность гагаузской творческой интеллигенции.
Всплеск автономистских настроений среди гагаузов на излёте перестройки не был направлен на дезинтеграцию Советского Союза. Напротив, он был обусловлен негативной реакцией на стремление ультранационалистических кругов, захвативших власть в Кишинёве, покинуть СССР и разорвать союзные узы с Россией.
Националистические настроения в Кишинёве стали нарастать в 1988 г. и нагнетались Народным фронтом Молдовы. В начале 1989 г. его сторонники приступили к проведению несанкционированных акций под лозунгами «Молдаване — коренные жители Бессарабии!», «Суверенитет, язык, латинский алфавит!», «Руководство республики — из национальных кадров!» Эти настроения совпадали с интересами национальной партийно-хозяйственной номенклатуры, стремившейся ослабить контроль со стороны союзного центра.
31 августа 1989 г. вопреки протестам русскоязычного населения Верховный Совет МССР принял закон, закреплявший статус государственного только за молдавским языком, переводившимся на латинскую графику. В адрес гагаузского языка в нём делался реверанс: «Молдавская ССР обеспечивает охрану и развитие языка гагаузской народности, большая часть которой проживает на территории республики».
Тем не менее, гагаузов этот документ не устроил по двум основаниям. Во-первых, идентификацией гагаузского этноса как «народности». Во-вторых, закон существенно ограничивал возможности не молдавского населения на рынке труда, особенно в сфере управления.
В тот период в Гагаузии шло становление культурно-просветительских организаций. Их объединяло не только стремление к развитию собственного этноса, но и закрепление статуса государственного в МССР также и за русским языком. «В противном случае, — утверждали участники массового митинга в Чадыр-Лунге, — мы будем требовать создания на юге автономии, в которой русскому языку будет придан статус государственного языка».
21 мая 1989 г. состоялся объединительный съезд культурно-просветительских организаций региона в народное движение «Гагауз халкы» («Гагаузский народ»). Примечательно, что из 528 участников съезда этническими гагаузами были 332, остальные — болгары, русские, украинцы, молдаване и др.
Форум принял обращение к руководству МССР с требованием сформировать комиссию по разработке принципов создания Гагаузской автономии. Народный депутат СССР — этнический гагауз Михаил Пашалы озвучил инициативу по созданию автономии на заседании Всесоюзного съезда народных депутатов. Активное участие в подготовке «гагаузского вопроса» принял народный депутат от Ровенской области Украины — этнический гагауз Ануфриев.
Ключевое предложение гагаузского съезда было с пониманием встречено в Москве и по рекомендации ЦК КПСС Президиум Верховного Совета МССР создал соответствующую комиссию. В кишинёвских верхах идея автономии была воспринята менее благосклонно, однако открыто оппонировать ей пока не решались.
Была выбрана тактика дискредитации инициативы и разжигания антигагаузской истерии. Как по команде в ведущих изданиях республики появились материалы, очерняющие гагаузскую общину. Вот, к примеру, один из заголовков в газете «Молодёжь Молдавии» за 1 октября 1989 г. «Хроника вандализма. Лишай (гагаузы в Молдавии)».
Антигагаузские лозунги появились на уличных мероприятиях, проводимых Народным фронтом Молдовы. Вместе с речёвкой «Чемодан — вокзал — Россия» зазвучало «Гагаузы — не народ, а национальная группа», «Нет гагаузской автономии!».
Позитивных результатов работа комиссии в таких условиях дать не могла. Однако сам факт её создания привлёк внимание к нескольким вариантам обустройства гагаузской автономии. Три наиболее обсуждаемые проекта можно условно озаглавить: Буджакский, Гагаузско-болгарский и Гагаузский.
Первый из них — наименее реалистичный, основывался на предложениях сотрудника Украинского педагогического техникума в Одессе, а впоследствии — доцента Кишинёвского университета Ивана Мещерюка. Они направлялись ещё на имя Хрущёва и Булганина и касались создания Бессарабской (Буджакской) Автономной ССР на базе районов юга МССР и бывшей Измаильской области Украины. Межэтническая консолидация в ней предполагалась на основе государственного статуса русского языка. Безволие союзного центра конца 80-х годов делала маловероятным принятие решения об изменении межреспубликанских границ.
Включение в состав автономии преимущественно болгарского Тараклийского района МССР предполагал второй проект. Однако он натолкнулся на настороженное отношение к гагаузскому автономизму со стороны болгарских элит. Поскольку численность болгар на юге МССР была существенно ниже, чем гагаузов, первые опасались оказаться в обсуждаемой автономии на вторых ролях. Кроме того, Кишинёву было значительно проще провести «индивидуальную разъяснительную работу» с немногочисленными лидерами болгар.
Наиболее реалистичным был проект, предполагавший включение в состав автономии населённых пунктов, где гагаузы составляли компактное большинство в трёх упомянутых районах МССР.
К концу 1989 г. движение «Гагауз халкы» существенно укрепило своё влияние на юге Молдавии. Число его активных сторонников достигло 3-х тыс. человек. Идеей автономии прониклись руководители ряда районных комитетов партии, местных и региональных советов. 12 ноября в городе Комрате (будущей гагаузской столице) состоялся Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа. Он провозгласил Гагаузскую АССР в составе МССР, обратился к высшим органам власти Молдавии и Союза ССР утвердить данное решение.
В принятой декларации отмечалось «…гагаузский народ заявляет о своем подлинном интернационализме и решимости создать равные условия для жизни, деятельности и развития болгар, молдаван, украинцев, русских, евреев, чехов и представителей других народов, проживающих на территории гагаузского автономного образования». Юридическое обоснование автономии готовил кандидат юридических наук из Одессы И.И. Карагаш.
На следующий день Президиум Верховного Совета МССР объявил решения Чрезвычайного съезда антиконституционными. Но это не помешало провести 3 декабря второе заседание съезда и создать Временный комитет для утверждения автономии.
1990 г. принёс обострение межнациональных отношений в Молдавии.
Новый состав Верховного Совета республики, большую роль в котором играли прорумынски настроенные депутаты от Народного фронта (унионисты — сторонники объединения с Румынией), добился принятия новой государственной символики. Она была унифицирована с государственными символами (флаг, герб, гимн) Румынии. 23 июня парламент провозгласил суверенитет Республики Молдова, попутно осудив заключение пакта Молотова — Риббентропа (1939 г.) и признав незаконным создание Молдавской ССР в 1940 г.
По сути, открыто проводился курс на выход Молдавии из Советского Союза.
Как же наивно звучат сегодня аргументы, которыми унионисты в 1990-м обосновывали свои действия! «Все беды Молдовы заключаются в том, что она кормит весь Советский Союз… Как только Молдова перестанет кормить других и начнет экспортировать свои помидоры в страны Европы, молдавский народ заживет также благополучно, как и европейцы» — говорил тогда лидер Народного фронта, премьер-министр Молдовы Мирча Друк.
Газаузские депутаты как могли этому курсу противодействовали, поскольку не испытывали желания вновь стать частью Румынии. Одновременно они пытаясь внести на рассмотрение парламента вопрос об автономии, но безуспешно. Силы были слишком не равны, не хватало даже поддержки народных избранников от русскоязычного Приднестровья. Именно на почве координации действий по противостоянию прорумынским силам сложилось политическое партнёрство Гагаузии и Приднестровья, существующее и сегодня.
В этих условиях гагаузы сделали самый радикальный шаг в своём самоопределении.
19 августа 1990 г. прошёл Первый съезд гагаузских депутатов всех уровней (754 делегатов). В ряде источников его ещё именуют как Съезд народных депутатов степного юга Молдавской ССР.
Форум заявил, что «гагаузы считают себя свободными от каких-либо политико-правовых обязательств по отношению к ССР Молдова, поскольку Верховный Совет республики признал незаконным факт образования Молдавской ССР».
Гагаузская Республика провозглашалась в качестве самостоятельного субъекта СССР, назначались выборы Верховного Совета Гагаузии. Примечательно, что в название вновь провозглашённой республики делегаты не стали вносить терминов «Советская и Социалистическая».
Кишинёв в очередной раз аннулировал решения, принятые в Комрате. Однако теперь решился на репрессивные меры. В августе правительство Молдавии приняло решение о роспуске движения «Гагауз халкы». Затем началась подготовка похода военизированных отрядов унионистов («волонтёров») для усмирения гагаузов.
Начало этой акции под громким названием «поход справедливости» было объявлено 22 октября, за несколько дней до выборов в Верховный Совет Гагаузии. В ней участвовали свыше 20 тыс. человек. 26 октября парламент Молдавии объявил в населённых пунктах Гагаузского юга чрезвычайное положение.
Население гагаузских городов и сёл встретило эти действия рытьём траншей и возведением баррикад на въездах в населённые пункты. 27 октября под вой сирен и колокольный набат (гагаузы отличаются большой религиозностью) начались первые парламентские выборы в истории гагаузской государственности. В тот же день на помощь Гагаузии через территорию Одесской области пришла колонна рабочих отрядов из Приднестровья.
Для того, чтобы не допустить кровопролития в ночь на 26 октября в Гагаузский регион по указанию из Москвы были введены части внутренних войск и дислоцированной в Болграде дивизии воздушно-десантных войск.
Выборы состоялись, а 31 октября был избран председатель Верховного Совета Гагаузии — Степан Топал. Через несколько дней он уже участвовал во встрече с руководством СССР и МССР, проходившей в Москве.
По итогам встречи была создана согласительная комиссия. Союзный центр настаивал на необходимости обеспечить представительство граждан не титульной нации в органах власти Молдавии, но в тоже время признал контрпродуктивным одностороннее провозглашение автономии.
Новый импульс конфликту придал августовский путч 1991 г. и окончательная дезинтеграция СССР. В дни путча молдавские спецслужбы арестовали лидеров автономистского движения, в ответ на это через Гагаузию было заблокировано железнодорожное сообщение между Молдовой и Украиной. Вместе с блокировкой железной дороги приднестровцами (их лидеры тоже были арестованы) это парализовало работу крупнейшего советского речного порта Рени.
Кишинёв был вынужден освободить политических оппонентов, но конфликт побудил самоопределившуюся республику ускорить создание своей правоохранительной системы и Национальной гвардии.
В условиях, когда силовое противостояние становилось бесперспективным, Верховный Совет Молдовы наконец-то приступил к рассмотрению проектов национально-культурной автономии гагаузов. На их основе осенью 1991 г. был разработан проект закона о статусе Гагауз Ери (Гагаузского края). Новое административно-территориальное образование предлагалось наделить самоуправлением в решении социально-экономических вопросов, языками делопроизводства сделать молдавский, гагаузский и русский.
Однако принять этот документ в условиях политического господства прорумынских сил в Кишинёве было невозможно.
Обсуждение законопроекта вызвало резонанс в украинской части Бессарабии. Болградские городской и районный советы тогда активно обсуждали инициативы по созданию русскоязычной Буджакской автономной республики, Болградского национального округа, приданию русскому языку на Украине статуса второго государственного.
В конце 1991 г. — первой половине 1992 г. наступила активная фаза приднестровского конфликта.
Получивший большое военное наследство от Одесского военного округа Кишинёв форсировано создавал национальную армию и решил силой навести «конституционный порядок» в Приднестровье.
Симпатии гагаузов всецело были на приднестровской стороне. Было ясно, что в случае покорения Тирасполя следующей целью кишинёвских "ястребов" станет менее сильный Комрат. В Приднестровских войсках воевали гагаузские добровольцы, Комрат оказывал Приднестровью гуманитарную помощь.
Финальная часть драмы вокруг Гагаузской автономии разыгралась после того, как стихли военные действия на Днестре.
Провал наступления молдавских войск обусловил политическое поражение унионистов. Спикером вновь избранного парламента Молдовы в начале 1993 г. стал Пётр Лучинский — сторонник достижения компромисса с гагаузами.
После серии переговоров с Комратом и острых дебатов в молдавском парламенте был принят органический (конституционный) закон о создании Автономно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери). Это произошло 23 декабря 1994 г. Документ признавал гагаузский народ первичным носителем статуса автономии. В случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства провозглашалось право народа Гагаузии на внешнее самоопределение.
По итогам референдума, проведённого 5 марта 1995 г. в состав автономии вошли 30 населённых пунктов. В мае того же года избиратели выбрали первого башкана (главу правительства) и Народное Собрание (парламент) автономии. В 1998 г. Собрание приняло Уложение (Основной Закон) Гагаузии, а в 2003 г. особый правовой статус Гагаузии был закреплён в Конституции Республики Молдова.
За время существования Гагауз Ери сменилось несколько башканов и составов Народного Собрания. Они принадлежали к различным партиям, были в различных отношениях с Кишинёвом, но автономия неизменно продолжала развиваться в русском культурно-языковом пространстве.
По словам Ирины Влах, ныне возглавляющей Гагаузию, 98% детсадов, школ, колледжей и институтов региона предоставляют образование на русском языке. На основе регионального законодательства российские СМИ продолжают вещать здесь в полном объёме, чего нет в остальной Бессарабии. На русском языке выходит основной массив материалов в местных СМИ.
Это обстоятельство, а также мощная поддержка гагаузами в Молдове пророссийских политических сил позволили автономии добиться серьёзных экономических бонусов. До возобновления экспорта молдавской сельхозпродукции в Россию в 2019 г. это право Москва предоставляла преимущественно предприятиям из Гагаузии. Как следствие, поставки из автономии в РФ после введения данного правила в 2015 г. выросли на четверть.
При всей, казалось бы, уникальности гагаузского опыта обретения своей автономии он вполне вписывается в общую логику этнополитических процессов в Новороссии — когда многонациональные русскоязычные общества, сформировавшиеся в рамках Российской и Советской империй, противостоят национальным этнократическими государствам.
Создание региональных государственных образований (Одесская Советская Республика, АТО Гагауз Ери, Приднестровская Республика), как правило, носило вынужденный характер, являлось защитной реакцией на национальную унификацию.