После падения железного занавеса такие «народные артисты Украины, России и всего пост-советского пространства», как Deep Purple, Nazareth, Uriah Heep гастролируют в Киеве довольно часто. Острота впечатлений уже несколько стерлась. Однако к легендарному Kiss эта пресыщенность не имеет никакого отношения. Явка на киевский концерт Kiss 16 июня на стадионе «Олимпийский» для олдскульных рокеров страны была обязательной. Это та разновидность шоу, на которую старые рокеры водят детей и говорят: «Смотри и учись!»
Живые раскраски
Мне всегда нравилось быть в гуще событий. Так что я не поскупился и взял билет в Platinum фан-зону, располагавшуюся прямо под сценой. Спасибо приятелю-промоутеру, который достал мне его с существенной скидкой. Это, конечно, не разорило меня окончательно, но все равно существенно пошатнуло бюджет. Впрочем, забегая вперед сразу скажу — оно того стоило.
На музыке Kiss выросло не менее трех поколений моих сограждан, и все они собрались в тот день на стадионе «Олимпийский». Сама толпа выглядела весьма художественно. Очень многие были разукрашены «под Кисс», воспроизводя знаменитые на весь мир сценические образы группы — «звездное дитя», «демон», «космический туз» и «кот».
Ажиотаж публики подогревался еще на подходах к стадиону. Везде продавалась разнообразная сувенирная ерунда с логотипом Kiss: футболки, магниты, какие-то дурацкие кружки. Все это народ сметал на корню, чем пополнял карманы музыкантов — всему мира известна мелочная меркантильность «киссов», пытающихся выжать деньги с продажи буквально всего под своим именем. Как говорят знатоки, Kiss не торгуют разве что воздухом.
Начало. Раскрытие секрета хитов
Такие шоу никогда не начинаются вовремя, по опыту знаю, что 1-3 часа задержки гарантировано. Музыканты обожают эффекты. Поэтому большая часть концерта должна пройти в темное время суток, иначе свето-пиротехнические сюрпризы не имеют смысла.
Я решил поступить дальновидно и пришел на стадион чуть позже 20:00. Как раз попал на первые аккорды пятиминутной «открывашки» Detroit Rock City. Этот достойный рок-боевик 1976 года — золотая эра Kiss. Далее шла Shout It Out Loud (1976), но здесь меня не цеплял припев. Deuce (1974) тоже не очень. Зато в Yeah Yeah Yeah (2009) гитарный рифф и припев «йеее, йеее, йеее» идеальны для воздевания кулаков и «коз» в небо и самозабвенного подпевания исполнителям.
Нон-стопом пронеслись I Love It Loud (1982) Heaven's On Fire (1984), War Machine (1982). На этом месте один из лидеров коллектива, басист Джин Симмонс, дыхнул на зрителей огнем, намекнув, почему он «демон». А в Lick It Up (1984) вокалист и ритм-гитарист Пол Стэнли («звездное дитя») и соло-гитарист Томми Тайер («космический») изобразили небольшой гитарно-ритмический рисунок. Немудреные аккорды-риффы, удачный припев — и шлягер готов.
Эффекты и психология
Томми Тайер показал, что может его гитара, исполнив Cold Gin. Выдавая блюзовые соло, он стрелял фейерверком из специальной «пушки» на задней части гитарного грифа в восьмиконечные экраны, подвешенные сверху, которые должны были изображать нечто вроде НЛО. Экраны «взрывались», когда «пушка» выстреливала, а вместе с ними взрывалась и публика восторженными визгами и воем. Концерт дошел до своего апогея, и народ на стадионе впал в состояние экстатического бешенства.
А между тем Джин Симмонс под жутковатые звуки колокола делал страшное лицо, взмахивал крыльями летучей мыши и щедро обливался бутафорской кровью. Так мы воочию убедились, кто он есть — «Бог грома (и рок-н-ролла)» (1976). Пол Стэнли призвал публику «вести себя по-животному» под боевик 1998 года «Cумасшедший цирк» (Psycho Circus). Зрители с готовностью откликнулись на призыв и повели себя уже совершенно разнузданно. Со всех сторон раздавались истерические визги, народ скакал, как на майдане, но, по счастью, без политического подтекста.
Переход на другую сторону
Старая вещица Let Me Go Rock'N'Roll (1974) включала в себя сольные проходы всех участников. Басовые соло «демона» простенькие, но и они пошли на ура. Стэнли с Тайером устроили что-то вроде гитарной дуэли. Впрочем, первый в солировании на инструменте слаб и не скрывает этого. Поэтому гитару Тайер терзал за двоих. «Кот» Сингер не остался в стороне. Два подъемника по бокам и один под барабанной установкой унесли «киссов» ввысь, а публика провожала их истерическими подвываниями.
Под звуки моей любимой Love Gun (1977) Пол Стэнли по канатной дорожке стремительно перебежал на помост в глубине фан-зоны и исполнил хит. Оттуда же он продолжил I Was Made For Lovin' You (1979), наверное, самой известной песней группы. Поднятые вверх смартфоны мешали обзору, но я уже любил всех подряд и готов был простить соседям что угодно.
Праздничное завершение
На бис были отыграны баллада Beth, которую Эрик Сингер исполнил на белом рояле, оптимистические Crazy Nights (1987) и Rock N Roll All Nite (1975). Во время последних двух композиций на фанатов посыпался шквал конфетти и огромные воздушные шары. Публика ликовала.
На этой торжественной ноте концерт, к вящему огорчению зрителей, завершился. Люди неохотно потянулись к выходу. Однако с тем фактом, что музыки больше не будет, готовы били смириться не все. Перевозбужденные зрители бродили по трибунам, валялись на траве, пили пиво и делились эмоциями. У сцены же продолжали толпиться совсем уж ярые фанаты, копошась в ворохах конфетти в поисках медиаторов.
Нам повезло
Кстати, эта группа никогда не отличалась ни виртуозностью исполнения, ни каким-то особенным вокалом. Что, впрочем, не отражается на их славе. Так что в сухом остатке Киеву повезло: город получил великолепное шоу со вздымающимися огненными струями, фейерверками, файер-шоу и отличной музыкой.