Во время концерта в зал пытались проникнуть двое украинских граждан, чтобы проконтролировать, насколько плохо автор отзывается о России и осуждает ли ее политику.
«Вскоре после начала моего выступления к дверям зала прибыли двое украинцев (вполне призывного возраста, замечу) и потребовали у организаторов пустить их внутрь на предмет контроля от имени Украины: что я тут говорю и какова моя политическая позиция. Пущены внутрь не были — и ушли, очень недовольные засилием русской культуры», — написал позднее Шендерович* в соцсетях.
Но если в концертном зале удалось избежать неприятного общения, то в комментариях — никак. Украинцы обвинили писателя в предательстве Украины, а российские — в опрометчивом замечании украинцам. Мол, не время.
Писатель вдогонку написал еще один пост, в котором попытался объяснить свою позицию:
«Ау, комментаторы. Напоминаю вам, что, по новейшим сведениям, люди не делятся на русских и украинцев (а также эллинов и иудеев). И пишу я не про русских или украинцев, а про людей, понимаете?
Никто из которых не лучше и не хуже другого по факту принадлежности к какому-то народу. А лучше или хуже — только по своим нравственным или интеллектуальным качествам: понятливее или тупее, агрессивнее или толерантнее, честнее или подлее...
Всякое натягивание совы на глобус, а человеческого на национальное (сословное, расовое, классовое и т. д.) — прямой путь к усугублению текущей катастрофы. Конкретнее: разговоры о рабском русском народе — такой же голимый нацизм, как кремлёвский тезис об украинской "недонации".
Конкретнее: презрительные рассуждения о "русском либерале" — такое же интеллектуальное дерьмо, как усмешечка по поводу местечковости украинской культуры. У тех, для кого все это очевидно, я прошу прощения за настойчивое повторение азов. Тем, кому не в коня корм — русским, украинцам, эллинам и иудеям — официально сообщаю, что они находятся на стороне зла, вне зависимости от самоощущения и узора на паспорте».
Тут, конечно, Шендерович* здорово подставился. Ведь если он хотел указать на хамство конкретных провокаторов, зря обозначил, что они украинцы, да еще и призывного возраста, намекая на то, что отлынивают от фронта.
В комментариях писателю тут же указали на эту оплошность. Но дискуссия о национальностях пошла еще дальше и коснулась вечного еврейского вопроса.
Шендерович* в запале ответил одному из комментаторов: «Вы готовы нести ответственность за львовский погром 1941 года? По вашей логике, я имею права спросить за это с вас. И даже с Зеленского».
Тут же прибежали поляки и вспомнили о Волынской резне. Началось многонациональное сетевое сражение.
Виктор Шендерович* сейчас активно гастролирует по всей Европе, живет в Варшаве и щедро жертвует украинским беженцам. Однако даже благодаря этому не получил индульгенции от украинских активистов, как и многие прочие «хорошие русские».
Их при каждом удобном случае «бьют по паспорту», обвиняя в общей ответственности за все русское зло всех времен. Их высказывания и посты изучают под микроскопом, любая критика воспринимается как измена.
Один из подписчиков резюмировал дискуссию: «В комментариях есть все, что нужно знать об этой войне и этих двух народах… Просто хроника нашего времени…»
* Признан иноагентом в России.