Эти меры должны дополнить действие предыдущего санкционного пакета, который был введен в декабре, когда Евросоюз и страны «Большой семерки» установили ценовые ограничения на российскую сырую нефть, доставляемую морским путем, в размере 60 долларов за баррель.
Однако за это время стало понятно, что сложный механизм санкций не приносит эффективные результаты, на которые рассчитывали его создатели. Потому что Москва обходит санкционные барьеры,переняв для этого давно накопленный опыт Ирана и Венесуэлы, использующих для продажи своих энергоносителей танкеры международных компаний-посредников.
«Теневой флот, перевозящий российскую нефть в различные регионы мира, вырос примерно до 600 танкеров. В настоящее время это рекордное число. По оценкам, он составляет около 27 процентов мирового танкерного флота», — пишет американское агентство Bloomberg со ссылкой на статистические данные компании Trafigura.
Эксперт Бен Лакок, который анализирует для Trafigura логистику нефтяных поставок, убежден, что Россия будет обходить эмбарго на нефтепродукты точно таким же образом. А ценовые барьеры приведут к подорожанию нефтепродуктов, за которое в конечном счете заплатят потребители в Европе и Соединенных Штатах Америки. А также спровоцирует нехватку дизельного топлива и мазута.
«Запрет на поставки российского топлива опасен для европейских автовладельцев и грузоперевозчиков, которым грозит дефицит дизтоплива и рост цен на него. Дизельное топливо имеет решающее значение для европейской экономики, поскольку им заправляют не только грузовики, доставляющие товары, но и более 40% автомобилей в Евросоюзе», — пишет The New York Times.
В министерстве энергетики Венгрии официально подтвердили, что после начала действия санкций в Европе вырастут цены на нефтепродукты, поскольку Россия обеспечивала около 50% европейских потребностей в дизельном топливе. Это прекрасно понимают все остальные европейские руководители, однако они не могут озвучивать реалистичные оценки ситуации, которую спровоцировала их собственная политика.
«Потолок цен был придуман бюрократами с высшим финансовым образованием. Никто из них по-настоящему не разбирается в нефтяных рынках. Это стало абсолютной неудачей, санкции полностью провалились. Они (россияне) поддерживают экспорт на высоком уровне», — заявил Пол Сэнки, президент и ведущий аналитик компании Sankey Research, в эфире программы Streets Sign Asia на телеканале CNBC.
«Ограничение цен на сырую нефть было довольно малозначимым. Думаю, что ограничения цен на нефтепродукты, которые собирается ввести ЕС, — примерно 100 долларов за баррель для дизельного топлива и чистых продуктов и около 45 долларов для загрязняющих окружающую среду видов топлива, таких как мазут, — также будут несущественными», — подтвердила его мнение Вандана Хари, основатель аналитической фирмы Vanda Insights.
По ее словам, Москва по-прежнему обладает устойчивыми и емкими рынками сбыта. Подешевевшие российские энергоносители охотно покупают главные промышленные гиганты планеты — Индия и Китай, используя для этого многочисленные фирмы-посредники и мощности теневой танкерной армады.
К примеру, экспорт сырой нефти из Малайзии в Китай составляет сейчас около 1,5 миллиона баррелей в сутки — несмотря на то, что малазийская нефтяная промышленность ежесуточно добывает не более 400 тысяч баррелей. По мнению западных экспертов, большая часть этого экспортного потока на самом деле обеспечивается Россией. И таким бизнесом занимаются сейчас многие страны Третьего мира.
«Декабрьский запрет и ценовые ограничения не привели к сокращению продаж российской нефти. После короткой паузы, во время которой европейские фирмы думали, как выполнять требования о потолке цен, поставки возобновились и вышли на прежние объемы. Но теперь топливо идет не в Европу, а в Китай и Индию. За первые четыре недели года экспорт российской сырой нефти составлял в среднем 3,7 миллиона баррелей в день. Это самый высокий показатель с июня и больше любого показателя за четырехнедельный период в 2021 году.
Сторонники ценовых ограничений скажут, что это доказывает успешность примененной схемы. В конце концов, задача состояла в том, чтобы Москва продолжала поставки, обеспечивая стабильность на мировом рынке, и в то же время, чтобы ограничить цены и, соответственно, прибыли российского президента Владимира Путина.
Но проблема в том, что отслеживающие цены организации не приспособили свои методы подсчета к новой обстановке: российская нефть больше не продается по тем каналам, за которыми они могут наблюдать. Если европейские НПЗ и трейдеры делились с ними информацией, то Индия этого не делает. Следящие организации для подсчета транспортных расходов на доставку российской нефти из западных портов на европейские терминалы использовали данные из открытого доступа. Но расценки на перевозку сырья из России в Азию устанавливаются в закрытом порядке.
В результате ценовые скидки, на которые ссылаются западные официальные лица, неточны, а зачастую преувеличены. Данные индийской и китайской таможни указывают на то, что этой зимой Пекин и Дели платят за российскую марку Urals больше, чем думают многие. Еще больше поражает то, в какой степени российская экспортная машина освободилась от зависимости от западной транспортной и финансовой инфраструктуры и тем самым ослабила воздействие санкций. Как мы уже сообщали на этой неделе, теневая торговля с использованием параллельной системы процветает», — пишет о результатах санкционной политики британский журнал The Economist.
Таким образом, продажа нефти и нефтепродуктов со скидками снижает российские прибыли незначительно. Такие потери могут успешно компенсироваться увеличением поставок, а разморозка китайской экономики в результате отмены антиковидного карантина в течение ближайших месяцев приведет к росту спроса на нефтепродукты и поспособствует росту нефтяных цен.
Однако, вдобавок к этому, Запад обесценил в результате своих санкций давно отлаженные механизмы контроля над мировым нефтяным рынком.
Отныне его ценообразование в значительной степени формируется без западного влияния, и даже вопреки интересам Брюсселя и Вашингтона. И это является одним из самых серьезных результатов западного эмбарго.