Если Россия захочет выйти из зерновой сделки, ей нужно будет всего лишь ударить парой ракет по одесскому зерновому терминалу. В этом случае страховка для судов, участвующих в этой сделке, будет аннулирована. Ни одна нормальная страховая компания не будет страховать суда, проходящие через зону боевых действий.
Так что если Россия согласится участвовать в зерновой сделке, это означает, что Запад пошел на уступки по санкциям, и это подарок Эрдогану в связи с приближающимися выборами, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Алексей Николаевич, появилась информация, что зерновая сделка, которая истекает 19 ноября, продлена еще на 120 дней. Что от этого получит Россия?
- Во-первых, мы получим облегчение санкций в части экспорта российских удобрений и продовольствия. Это даст возможность российским компаниям торговать и зарабатывать. Во-вторых, мы получим дружбу и любовь со стороны Турции.
Эту сделку можно было закрыть. Когда некоторые политологи, журналисты и военные эксперты говорят, что Россию в чем-то продавили, то это ерунда. Когда какой-нибудь (блогер - Прим. Ред.) Шарий говорит, что Запад заставит Россию пойти на все его условия, это означает только то, что Шарий – это пропагандистский инструмент украинских властей.
Продавить Россию невозможно, если она сама не захочет. Наоборот, это Запад отступает по вопросу санкций и расширению экспорта российского зерна.
Но главным бенефициаром этой сделки является Эрдоган. У него в июне выборы. У него чуть ли не 80% годовой инфляции и ему нужно снижать цены. Если он этого не сделает, он проиграет выборы и к власти придут такие "друзья России", по сравнению с которыми Эрдоган покажется нам белым и пушистым.
Чтобы этого не допустить, нужно дать Эрдогану заработать. Эрдоган зарабатывает на транзитных поставках украинского зерна и снабжает этим украинским зерном (Киев его поставляет со скидками) внутренний турецкий рынок, а это способствует стабилизации цен на продовольствие.
- Если мы все же захотим из этой сделки выйти, как это можно сделать?
- Прекратить ее будет очень просто. Для этого не надо выходить из сделки. Нужно просто сделать так, чтобы пара ракет прилетела в одесский зерновой терминал. В этом случае страховка для судов, участвующих в этой сделке, будет аннулирована. Ни одна нормальная страховая компания не будет страховать суда, проходящие через зону боевых действий.
Сейчас страховку осуществляет британская компания. Теоретически страховать их они могут, но на это нужно специальное разрешение для военных рисков, но это дорого и накладно. Так что если Россия согласится участвовать в зерновой сделке, то это означает, что Запад пошел на уступки по санкциям, и это подарок Эрдогану в связи с приближающимися выборами.
- Будут ли в связи с зерновой сделкой возобновлены поставки по аммиакопроводу из Тольятти в Одессу, которые были прекращены еще в первые месяцы кампании?
- Я в это не верю. Открыть украинские порты, чтобы оттуда могли выходить сухогрузы с зерном – да. Будет ли для этого задействованы Николаев и Очаков – нет. Для этого Украине придется дать гарантии, что она не будет проводить боевые действия в районе Бугского и Днепровского лиманов. Но Россия, скорее всего, на это не пойдет.
Расширение сделки на другие украинские порты, скорее всего, не состоится.
- Все-таки расскажите, пожалуйста, подробнее про аммиакопровод. Насколько он важен в плане экономики и безопасности?
- Если этот аммиакопровод будет запущен, это будет означать, что большая территория Украины уходит из зоны поражения со стороны российских ракет и дронов.
Аммиак – это яд. Если не дай Бог на этом трубопроводе что-то случится, большая волна аммиака может накрыть ту же Одессу и это приведет к десяткам тысяч жертв. Никому это не нужно.
К тому же, Украина будет использовать аммиакопровод для защиты от российских войск, как она это делает со своими атомными станциями. Так что пусть лучше Запад пострадает без российских удобрений, чем создавать украинцам дополнительный щит. Не хватало еще, чтобы они на нас списали свои неприятности, связанные с разливом аммиака.
- Есть ли подробная информация о том, какой объем российских удобрений, заблокированный сейчас в портах Прибалтики, может быть разблокирован?
- Речь шла о сотнях тысячах тонн. Это не так много. Большие объемы удобрений исчисляются миллионами тонн. Большого значения для мировой экономики они не имеют.
К тому же порты – это пункты перевалки. Удобрения пришли и ушли. Большого количества удобрений там не может храниться в принципе.
- Премьер-министр Украины заявил, что новые российские ракетные удары нацелены на объекты газодобычи. Подтверждаете ли вы эту информацию? Какой именно результат это может нам принести?
- Украина наполовину сама себя обеспечивала газом. У них достаточно своих месторождений, которые разрабатывались еще при советской власти.
Если мы говорим о снабжении населения без промышленных объектов, то украинской добыче своих объемов должно хватить с избытком. Поэтому с военной точки зрения уничтожение объектов газодобычи полностью оправдано.
Это остановит всю промышленность на Украине. Она и так останавливается, потому что без электричества она работать не может, а тем более без газа. То есть снабжение людей теплом и светом будет невозможно. Это в любом случае оправдано. Пусть лучше люди померзнут, чем погибнут.