При этом даже на робкие замечания профсоюзов в нынешней украинской власти принято не обращать внимания.
Реформировать трудовое законодательство на Украине хотят с 2014 года. Камнем преткновения всегда была негативная реакция со стороны институтов ЕС и международных профсоюзов. Предложенная трудовая реформа противоречит положениям Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и конвенциям Международной организации труда. Если права украинских работников можно попирать сколько угодно, но реакция на западе заставляла придерживать драконовские нормы. И только начало российской СВО позволило украинским властям никого не стесняться.
Вперед, к феодализму!
Отныне работодатель на Украине может не ограничивать рабочий день 8 часами. Рабочая неделя может продлеваться до 60 часов, а это 10-часовой рабочий день и только один выходной, по 12 часов при пятидневной рабочей неделе или по 8,5 часов вообще без выходных. Таким образом работодатели экономят на оплате сверхурочных часов.
Восьмичасовой рабочий день работники по всему миру выбивали с XIX века с помощью забастовок и стачек. Еще в 1810 году английский педагог и философ Роберт Оуэн сформулировал лозунг: «Восемь часов — труд, восемь часов — отдых, восемь часов — сон». Расчет был сделан не только из гуманных соображений, но и на основе подсчета времени, необходимого для восстановления сил рабочего. В 2022 году на Украине решили откатить трудовые отношения на 200 лет назад.
Если учитывать недавние инициативы украинского Генштаба о попытке запрета мужчинам без разрешения военкомов выезжать из своего района, можно сказать, что Украина стремится в Европу образца XVII века.
Кроме того, работников теперь можно с легкостью увольнять с расплывчатой формулировкой «вследствие невозможности обеспечить условия труда». Определять невозможность будут сами работодатели. Для участников боевых действий дополнительный отпуск сокращается с 14 до 7 дней.
По просьбе работодателей украинские депутаты отменили для них обязанность сохранять рабочие места и выплачивать среднюю зарплату мобилизованным в армию.
Правда, есть отдельная категория, которой законопроект дает определенные преференции. Среди пунктов, урезающих права обычных работников, затерялся пункт о гарантиях для помощников-консультантов народных депутатов. В нем говорится, что исполнительные дела по взысканию средств для них по решению судов (в случае незаконного увольнения) будет проводить не исполнительная служба, известная своими проволочками, а казначейство, действующее более оперативно. Выделение помощников депутатов в отдельную категорию может говорить о том, что при разработке законопроекта они сами внесли эту норму для себя.
Изменения трудовых отношений должны действовать формально во время военного положения, но, учитывая многолетнюю настойчивость авторов реформы КЗОТ и необходимость расплачиваться по внешним кредитам и ленд-лизу, маловероятно, что после окончания военных действий Киев решит откатить назад «оптимизацию трудовых отношений». Если, конечно, вообще страна сохранится в этом виде.
Дальше — больше
На очереди теперь еще два похожих законопроекта, уже принятых в первом чтении: № 7251 (об упрощенном разрыве трудовых договоров во время военного положения) и №5371 (внедрении договорного режима трудовых отношений для малого и среднего предпринимательства) и №5266 (о коллективных договорах).
Первый из них регулирует трудовые договора для малого и среднего бизнеса. По сути, он ограничивает действие КЗоТа для этих категорий бизнеса. Условия работы, продолжительность рабочего дня, отпуска и зарплаты должны регулироваться не законом, а условиями договора, который составит работодатель, как отмечает юрист Ростислав Кравец. «В договоре можно прописать все что угодно, особенно в условиях безработицы. Фактически это значит, что украинцам придется работать на тех условиях, что им навяжут работодатели», — говорит юрист.
Следующий законопроект, № 5266, ориентирован уже на крупный бизнес. В случае его окончательного принятия работодатели не будут обязаны извещать работников заблаговременно о планируемом сокращении штатов и согласовывать этот вопрос с профсоюзом. Отменяются также срок в три месяца для заключения нового коллективного договора в случае организации предприятия или смены собственника. В новом законе сроков вообще нет, то есть, по идее, без договора трудовой коллектив может работать и годами.
Такое ухудшение условий труда для украинцев может вылиться в большую волну трудовой миграции, но тут вступают в действие пограничники и военкомы, которые должны не допустить выезда мужчин, а с 1 октября 2022 и военнообязанных женщин.