Об оставлении украинскими военными Северодонецка сообщил главред издания «Цензор.НЕТ», украинский военкор Юрий Бутусов.
«Мы вышли из Северодонецка. Сегодня ночью украинские подразделения организованно покинули часть Северодонецкой промзоны. На том участке фронта, где я находился, уход прошел под обстрелом, но без потерь. Уходить горько, но это решение давно уже назрело», — заявил Бутусов в соцсетях.
По словам журналиста, украинские военные «достойно сражались за город, и сделали больше, чем возможно, в таких чрезвычайно тяжёлых условиях».
«Без мостов и без понтонов каждый день боя был сплошным героизмом», — заявил Бутусов.
Он пообещал, что украинские военные ещё вернутся в Северодонецк.
О выходе украинских военных из города сообщили и источники издания «Украинская правда».
Принимавший участие в боях в городе лидер группировки С14 Евгений Карась заявил, что решение об оставлении города правильное.
«Отход из Северодонецка наших войск это очень правильное решение просто потому, что на других рубежах эти войска нанесут больше потерь противнику. Да и просто Северодонецк весь разбомбили, мы их настолько утомили, что даже земли нет: всё сгорело и почернело, леса сгорели, всё сгорело. Там очень жёстко. Этот отход на другие позиции — это реально праздник <…> Там нечего удерживать — нет никаких позиций», — заявил Карась.
При этом он раскритиковал Бутусова.
«Журналист может сказать, что все вышли, а вышли не все, остались определённые группы, которые делают задачи. Но п****ы (противники — Ред.) прочитают, что все вышли, решат, что все вышли, т. к. их оставалось там очень мало и пойдут быстрее зачищать, чем это должно произойти», — заявил Карась.
Его сослуживец, также член С14 Сергей Бондарь также выразил неудовольствие словами Бутусова.
«Где заявление Генштаба? Русские бы ещё неделю выстреливали в сторону Севера сотни тонн боеприпасов. Но Бутусов сохранил им эти боеприпасы. Которые потом убьют кого-то из моих кентов, вместо того, чтобы попасть в пустые руины. Считаю этот пост (запись Бутусова — Ред.). Пока я был в Северодонецке, искал случая набить Бутусову е**** (лицо — Ред.). Не пересеклись. Ничего, найду тут», — заявил Бондар.
Спустя некоторое время спикер министерства обороны Украины Александр Мотузяник призвал украинских журналистов не распространять информацию об отходе из Северодонецка.
«Информация о том, находятся ли части Вооружённых сил Украины в определенном районе, включая Северодонецк, закрыта. Мы об этом не говорим. Я очень просил бы всех сосредоточиться на информации, которую представляет Генштаб и Минобороны Украины. Хотел бы призвать и журналистов и представителей органов государственной власти дать возможность ВСУ сообщать о действиях украинской армии в рамках открытой информации. Не нужно вредить ведению оборонной операции… Верьте в Вооружённые силы Украины», — призвал Мотузяник.
А Бутусов начал у себя в YouTube-канале публиковать заснятые загодя видео уличных боёв в Северодонецке бойцов «Печерской ТрО» — сведённой роты 205 батальона территориальной обороны.
Днём ранее глава украинской Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай рассказал, что военные Украины могут в ближайшее время покинуть город.
«В Северодонецкой промзоне уже разрушены многие защитные сооружения, не исключаем возможности отхода на новые более укреплённые позиции», — заявил Гайдай.
Утром 24 июня популярный на Украине Telegram-канал «Резидент» сообщил о том, что приказ на оставление Северодонецка украинские военные всё же получили.
«Наш источник в ОП рассказал, что приказ получен на данный момент оставить только Северодонецк, а Лисичанск продолжать удерживать, чтобы успеть отвести войска. Луганский губернатор Гайдай заявил, что украинские войска уже получили команду покинуть Северодонецк. По его словам, защитники города будут отходить на более укрепленные позиции», — отмечалось в сообщении канала.
Спустя несколько часов этот же канал сообщил, что сейчас главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный потребовал отвода войск из Лисичанска.
«Наш источник в ОП рассказал, что Залужный сообщил Зеленскому о невозможности вывести группировку ВСУ из Лисичанска без потерь, ситуация критическая и близка к окружению. Главнокомандующий ВСУ обвинил политический центр влияния в затягивание приказов об отводе войск в Славянск и Краматорск, бездарное командование шоуменов привело к тому, что лучшие подразделения ВСУ сознательно угробили за «картинку». Притворный символизм и манипуляции с лозунгами спасаем наших на «Азоте», привели к тому, что группировка в 8000 человек и 700 единиц техники попали в окружение», — указывалось в публикации канала.
А воевавший на том направлении Карась отметил, что речь идёт об отводе войск не просто из города Северодонецк, а из одноимённого сектора, который включает и сёла, где ситуация, по его словам, была страшнее, чем в Северодонецке.
Уже вечером 24 июня официальный представитель Народной милиции ЛНР капитан Иван Филипоненко заявил об оперативном окружении Лисичанска.
«Сегодня были освобождены населённый пункт Горское и закончено освобождение населённого пункта Золотое. Сейчас там продолжается работа по определению и зачистке оставшихся боевиков, города полностью под контролем ЛНР, таким образом, сжимается кольцо вокруг Лисичанска, город фактически находится в состоянии оперативного окружения», — заявил он.
По словам представителя Народной милиции ЛНР, для Вооружённых сил Украины практически отрезаны пути снабжения, подхода войск и техники и эвакуации раненых. Союзные войска ЛНР и России подавляют огневые точки противника и «сдавливают петлю на шее врага».
Теракт в Херсоне
Утром 24 июня в Херсоне прогремел взрыв. Как позже выяснилось, был взорван автомобиль главы управления семьи, молодёжи и спорта Херсонской областной военно-гражданской администрации Дмитрия Савлученко. Сам Савлученко погиб.
В своём Telegram-канале замглавы Херсонской областной ВГА Кирилл Стремоусов назвал случившееся «подлым террористическим актом».
«Погиб мой заместитель Дмитрий Савлученко — человек, который никогда не делал политических заявлений, человек, который никогда не принимал участия, как некоторые говорят, в каких-то «рупорах» и прочей информационной политике, человек, который занимался исключительно детьми, семьёй и молодёжью. Человек, который воссоздавал спорт, воссоздавал возможность на освобождённых территориях нашим детям заниматься тем, чем они должны заниматься: расти и радоваться жизни», — подчеркнул Стремоусов.
Он отметил, что обсуждал с Савлученко открытие кружкой для детей.
«Я сегодня потерял второго друга, которого убили здесь: в Херсонской области. И угрозы, которые летят в мой адрес, не сломят меня, не сломят моих товарищей и здесь всё равно что бы там ни было даже после нас будет Россия. Наши дети будут говорить на русском языке. Наши дети будут чтить историю и будут последователями нашей великой культуры, а не извращённых форм, которые сегодня в виде нацизма пропитали страхом наших с вами людей. Мы знаем, что мы делаем правое дело. И мы знаем, что в любом случае мы построим благополучие и уют в нашей культурной среде», — заявил Стремоусов.
Он отметил, что власти Херсонской области не будут по примеру Украины прибегать к террористическим актам, расстрелам и подобным действиям.
«У меня есть надежда, что Херсонская область обязательно станет полноценным субъектом Российской Федерации и все люди, кто отдал свои жизни, будут навсегда увековечены в Херсоне как люди, которые боролись с фашизмом, боролись с этой новой формой неонацизма», — указал Стремоусов.
Позже об обстоятельствах произошедшего рассказала мать погибшего.
«Я поднялась, зашла в квартиру и буквально через минуты полторы-две я услышала вот эти вот, не знаю как назвать это, звуки страшные. Я сразу полетела вниз, без мобилки, без всего. Машина горела, сын сидел на переднем сиденье. Я первая подошла, по возможности стала его тянуть, вытаскивать из машины, бить руками по огню», — сказала журналистам Галина Савлученко.
При этом она рассказала о мужчинах, наблюдавших за смертью её сына и не оказавших ей помощь.
«Там вот, где гаражи, стояли два парня. Я стала кричать: вызовите скорую помощь, помогите вытащить человека. А когда они не направились ко мне… Я ж сама тащу и кричу: помогите. Они стояли, просто молча стояли и смотрели со стороны. Смотрю, они не идут. Ни «скорую» не вызывают, ничего», — отметила Савлученко.
Затем, по словам женщины, она побежала домой за телефоном.
Глава Херсонской областной ВГА Владимир Сальдо обвинил в произошедшем Украину.
«Это и терроризм, и покушение на жизнь не только Дмитрия, потому что автомобиль стоял у многоэтажного дома… Это 100% покушение на жизнь и здоровье гражданских людей… Украинская власть, которая отдает такого рода приказы, а здесь однозначно это выполнено по приказу, у неё однозначно отсутствуют любые моральные объяснения такого рода действиям, назвать их военными нельзя. Они убили ни в чём не повинного человека», — указал Сальдо.
Он отметил, что несмотря на усиление контртеррористических и контрдиверсионных мер в регионе, есть ещё пути, по которым в регион могут проникнуть украинские диверсанты.
Установлением и расследованием обстоятельств гибели Дмитрия Савлученко занялись следователи Следственного комитета России.