Военная спецоперация РФ на Украине вышла на новый уровень после сдачи украинских националистов и военнослужащих ВСУ в плен в Мариуполе. Как бы президент Украины Владимир Зеленский ни пытался убедить мировую общественность, что это «эвакуация» и «оказание медицинской помощи бойцам», это именно сдача в плен, что, в частности, подтвердил исполняющий обязанности командира 36-й бригады морской пехоты Сергей Волынский (позывной «Волына»).
Как сообщается, такое решение тех, кто находился на «Азовстали», стало настоящей неожиданностью для руководства страны, но признать поражение Киев не может и теперь ищет выход из сложившейся ситуации.
Очень кстати пришлось мероприятие, запланированное на 23 мая: встреча министров обороны 44 стран — союзников Украины, а также представителей НАТО и Евросоюза. Главной темой встречи, как уточнил 20 мая Джон Кирби, ещё будучи официальным представителем Пентагона (теперь он координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома), будет предоставление военной помощи Украине и обсуждение того, как это будут делать в будущем.
Кроме того, украинская сторона представит информацию о ходе боевых действий.
Такие консультации получили название «формат Рамштайн», поскольку впервые состоялись в апреле на одноимённой военной базе в Германии, только сейчас руководители оборонных ведомств никуда не полетели, а пообщаются по видеосвязи.
С начала спецоперации РФ на Украину идёт нескончаемый поток вооружений и, как написала газета The Washington Post, она стала крупнейшим в мире получателем американской военной помощи США, обойдя по этому показателю Египет и Израиль: в период с 2014 по 2021 годы Киев получил от Вашингтона около $2,7 млрд.
Запад выделяет на эти цели беспрецедентные суммы, а украинские бойцы бросают оружие западного производства — зачастую даже не распакованное — целыми партиями на позициях при отступлении перед российскими военными. Кроме того, как и предупреждал глава МИД РФ Сергей Лавров, вооружения, поставляемые на Украину с Запада, рассматриваются в качестве законной цели для Вооружённых сил России.
Прямо в преддверии встречи министров обороны стран — союзников Украины Министерство обороны РФ опубликовало кадры уничтожения самоходными орудиями «Гиацинт-С» подразделения 155-миллиметровых гаубиц М777 американского производства.
Днём ранее советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, комментируя сообщение официального представителя Министерства обороны РФ Игоря Конашенкова об уничтожении в Житомирской области высокоточными ракетами морского базирования поступившей в распоряжение украинских властей очередного груза с западным вооружением, заявил: «Мы считаем, что располагаем диверсифицированной и устойчивой системой поставок оружия на Украину. Если складываются обстоятельства так, что русские смогут выявить и атаковать некоторые поставки на земле на Украине, это фундаментально в стратегическом смысле не прервёт военную помощь, которую мы оказываем».
Раз так, предложения рождают спрос. Накануне видеоконференции «Рамштайн-2» глава Пентагона Ллойд Остин обсудил по телефону с украинским коллегой Алексеем Резниковым потребности Киева в вооружениях. Скромность и неловкость, когда спрашивают, чем помочь, Владимиру Зеленскому совсем не присущи, наоборот, он выдвигает требования да ещё и отчитывает западных политиков за их невыполнение: Украине нужны вовсе не реактивные системы залпового огня «Град» и «Смерч» советского производства, которые со своих складов по команде США передают бывшего Варшавского договора, а самые современные виды вооружений, причём незамедлительно и побольше.
Выступая 23 мая на Всемирном экономическом форуме, президент Украины так и заявил: «Нужно всё оружие, которое мы просим, а не только то, что нам дают».
И вот что, в частности, просит Зеленский. На совместной пресс-конференции с премьер-министром Португалии Антониу Кошту в Киеве 21 мая он обратился «ко всем странам по поставкам MLRS-систем, благодаря которым Украина сможет забрать инициативу и освобождать свою территорию». Днём ранее об этих же американских реактивных системах говорил и глава Офиса президента Украины Андрей Ермак, но выступая в аналитическом центре Atlantic Council по видеосвязи.
«Мы до сих пор ждём MLRS. Я это слово выучил, как и многие украинцы, на всю жизнь. Мы их ещё ждём», — заявил Ермак, добавив, что украинской армии нужно ещё много чего другого, например, высокоточные ракеты, дроны, системы противовоздушной обороны, боеприпасы.
Однако Белый дом — при всей всесторонней поддержке, о которой повторяет при любой возможности — не спешит передавать Украине MLRS-27, рассказало издание Politico, из опасения эскалации боевых действий, поскольку эту реактивную систему, способную вести прицельный огонь на расстоянии до 300 км, украинцы могут применить для обстрела объектов в глубине территории ЛНР и ДНР или на территории России.
Как отметил военный эксперт, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов, MLRS может использоваться и в качестве РСЗО по типу российских установок «Град», так и для запуска ракеты с дальностью более 300 км, что уже ближе к российским «Искандерам». Однако, по его словам, вопрос не в этом, а в том, что американцы сейчас обсуждают, поставлять ли Украине ракеты большой дальности для реактивной системы залпового огня HIMARS: если Украина решится применить их по территории России, это может послужить сигналом для серьёзной эскалации.
«Поэтому американцы побаиваются, во всяком случае пока. Причём не политики побаиваются, а военные — они выступают против того, чтобы ракеты большой дальности оказались в руках киевского режима. Хотя политики, конечно, могут продавить, поставить Пентагон по стойке смирно и заставить выполнить приказ. Такое тоже возможно. И, разумеется, это многое меняет.
В случае, если будут обстреляны наши военные базы, города, промышленные предприятия, то мы просто вынуждены будем дать серьёзную "ответку". Пока, на мой взгляд, есть ещё всё-таки здравомыслящие люди в руководстве США, которые постараются не доводить до самого жуткого сценария», — заявил Кнутов.
Однако Зеленский намерен поставить на конференции «Рамштайн-2» вопрос о поставках MLRS ребром. Всегда, когда Запад не исполняет в полной мере запросы Киева, которые многие западные деятели открыто называют завышенными и необоснованными, украинский президент начинает отчитывать руководство американских и европейских стран как школьников, заявляя, что Украина «защищает весь мир», и те каждый раз, не желая выглядеть как сторонники России, соглашаются и отправляют в Киев всё новые и новые партии военной помощи. Хотя и не совсем той, о которой просил Зеленский, — причём зачастую даже в ущерб себе.
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель накануне признал, что военные запасы Евросоюза исчерпаны из-за поставок на Украину.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко говорит, что возможности масштабных поставок ЕС действительно исчерпаны, тем не менее военная помощь Украине будет продолжена, пока о сокращении поставок вооружений и снижении динамики конфликта речи не идёт. По словам эксперта, главный посыл заявления Борреля заключается в том, что военная помощь ЕС зачастую ничем не компенсируется — ни деньгами, ни военной техникой, которая могла бы заменить армиям европейских стран те вооружения, которые они «дарят» Киеву.
Количеством предоставляемых вооружений и денег недовольны не только европейцы, но и украинцы. Посол Украины в США Оксана Маркарова, в прошлом министр финансов Украины, проходившая обучение в Америке, а практику — во Всемирном банке, внимательно следит за тем, сколько и на какие цели Вашингтон выделяет средств. Так вот, ей не понравилось, что $40 млрд помощи на обеспечение безопасности Украины, включая предоставление вооружения, военного оборудования, подготовки логистической поддержки материально-технического обеспечения и разведывательной поддержки, предназначено только $6 млрд, а на прямую бюджетную поддержку Украины — $8 млрд.
Конечно, этого мало, ведь, как заявил Зеленский на Всемирном экономическом форуме, каждый месяц казна его страны нуждается в помощи на сумму $5 млрд. Для сравнения, из $40-миллионного пакета на пополнение американских запасов вооружения и военной техники, предоставленных Украине, пойдёт и то больше — $8,7 млрд. И это вполне логично, если учесть, что власти США рассматривают конфликт на Украине как источник финансирования собственного военно-промышленного комплекса: чем дольше длятся боевые действия, тем больше заказов и, соответственно, прибыли у американских производителей оружия.
Однако такой подход может сыграть со Штатами злую шутку. Колумнист издания National Review Online Филип Клейн отмечает, что поддержка Киева становится для Вашингтона непосильной ношей: в общей сложности военная помощь Украине составляет $54 млрд, а это больше, чем в 2021 году получили такие американские ведомства, как Министерство юстиции ($39 млрд), Госдепартамент ($36 млрд), Департамент жилищно-коммунального хозяйства ($35 млрд), Министерство энергетики ($34 млрд) и даже Министерство торговли ($13 млрд).
«Я не могу не смотреть с тревогой на то, что в нынешний период исторически гигантского госдолга Америки заставляют санкционировать ещё один огромный расход из дефицитного американского бюджета. Отсюда возникает вопрос, который неотступно вертится у меня в голове: где же пределы нашей помощи Украине? <…> Есть много причин, по которым подобные мероприятия должны быть существенно сокращены, когда федеральный долг Америки приближается к размеру годового ВВП страны», — подчёркивает автор статьи.
Помимо экономических проблем, безграничное предоставление военной помощи Украине несёт в себе риски для безопасности, причём не только США, а глобальной. Бывший офицер американской разведки Скотт Риттер в колонке для англоязычной версии RT указал на главный просчёт администрации Байдена в нынешней ситуации: «Глядя на поспешное предоставление Украине десятков миллиардов долларов американской помощи, невольно возникает ощущение дежавю, что Вашингтон повторяет те же ошибки, которые привели к фиаско в Афганистане. Речь идёт о неспособности адекватно оценить происходящие на Украине события».
Для тех, кто запамятовал, напомним, на фоне вывода американских военных из Афганистана летом 2021 года боевики запрещённого в РФ движения «Талибан» взяли под свой контроль Кабул, подняли свой флаг над президентским дворцом, объявив об «окончании войны» в стране, а Ашраф Гани в тот же день сложил президентские полномочия и бежал из страны, назвав своё решение способом «избежать бойни».
Западные СМИ неоднократно писали, что у Белого дома нет чёткой стратегии на украинском направлении, иными словами, Байден и его команда просто-напросто не знают, что теперь делать с той Украиной, в формировании которой в своё время активно участвовал американский президент, будучи вице-президентом.
Урегулированию украинского кризиса могли бы способствовать переговоры. Зеленский сам говорит, что боевые действия окончательно закончатся дипломатией. Так и должно произойти в цивилизованном мире, однако президент Украины утверждает, что мирного решения не хочет Россия. И здесь возникает вопрос: Россия ли фактически вышла из переговорного процесса, не ответив на последнее предложение своих визави? Нет, это сделал Киев.
«Зеленский, конечно, известный артист. Говорит он примерно одно и то же — что Украина побеждает. Хотя в последнее время в его риторике появилось определённое раздвоение: с одной стороны, выход из кризиса — это дипломатическое решение, а с другой стороны, Украина должна победить. Естественно, эту позицию всячески "подогревают" его западные спонсоры, которые — даже те, кто не говорит, что Украина должна победить — все говорят, что Россия должна проиграть. Очевидно, их ждёт разочарование», — заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов.