Взрывной рост цен. Украинский кризис превратил металлолом в золото

Спустя месяц после начала боевых действий украинская металлургия оказалась в тяжелом кризисе. Бои за Мариуполь полностью парализовали работу металлургического комбината «Азовсталь» и металлургического комбината имени Ильича, которые находятся сейчас в полуразрушенном состоянии. А националисты из полка «Азов» превратили их в настоящий укрепрайон
Подписывайтесь на Ukraina.ru

«Мариупольские заводы — это больше трети стального производства Украины. То есть Украина на сейчас потеряла контроль над порядка 30-40% своих металлургических мощностей», — констатировал генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков.

Однако при более пристальном рассмотрении ситуация украинской металлургии выглядит еще хуже. На сегодня простаивают практически все крупнейшие металлургические предприятия Украины. «Запорожсталь» и «Запорожкокс» перевели в режим горячей консервации. «АрселорМиттал Кривой Рог» объявил клиентам о невозможности выполнения своих контрактных обязательств в условиях форс-мажора, после чего спешно прекратил выплавку стали и заглушил доменные печи криворожского комбината.

Останавливаются основные заводы холдинга «Интерпайп», принадлежащие Виктору Пинчуку. И теперь на них, по слухам, производят противотанковые ежи.

Металлургические предприятия простаивают без сырья, испытывают нехватку рабочей силы и не в состоянии вывезти за границу уже произведенный товар, который грудой лежит на складах. Поскольку боевые действия на юге закрыли для Украины возможность вывозить товары через акваторию Азовского и Черного моря. 

Единственный, кто одержит победу, — теневой бизнес: эксперт о госрегулировании цен на топливо на УкраинеНа украинских АЗС исчезло топливо премиального качества — бензин А-95 и дизтопливо. Это стало ответом крупных операторов рынка на решение властей отрегулировать рынок. А именно на введенное правительством госрегулирование цен на топливо. Эксперт Центра экономического обновления Валерия Заружко раскритиковала данное решение правительства

Днепровский металлургический комбинат остается сегодня единственным работающим сталелитейным предприятием Украины, обеспечивая около 60% от показателей 2021 года — потому что он поставлял свою продукцию по железной дороге через границу с Румынией, отправляя ее болгарскому заводу «Промет стил». Однако его будущее также находится под серьезным вопросом.  

Между тем в последнее время Украина поставляла на экспорт 80% продукции металлургических заводов и комбинатов. В прошлом году они произвели 21,37 млн тонн стали, и более 14 млн тонн продукции было отправлено за рубеж — причем, доля экспортных поставок постоянно росла, по причине деградации спроса на внутреннем рынке, где происходило сокращение производства на машиностроительных предприятиях.

Черные металлы составляли наибольшую долю в украинском экспорте, занимая в нем 20,46%. Доля зерновых культур составила в нем 18,1%, и сельхозпроизводители «аграрной сверхдержавы» явно проигрывали в этом показателе металлургам. Украинские металлургические предприятия обеспечивали наполнение национального бюджета и поддерживали местные бюджеты на местном уровне. Не говоря уже о том, что на связанных с ними структурах было занято более миллиона украинцев.

Атомный призрак в Крыму: АЭС продадут как металлоломНа восточном берегу Крыма начали сносить первую и никогда не работавшую атомную электростанцию

Украинский стальной прокат металлургические полуфабрикаты отправляли на Ближний Восток и в США, а чугун покупали США, Турция и Италия, чтобы затем производить из него сталь на своих собственных предприятиях. Турецкие предприятия импортировали украинский сляб по причине нехватки металлургического сырья, а американские и европейские компании не могут выпускать у себя продукцию первичного металлургического цикла, потому что это противоречит экологическим стандартам, и производство металлургического полуфабриката официально признано «грязным».

Интересно заметить: главным конкурентом украинских предприятий были российские металлурги, которые произвели в прошлом году 76 млн тонн стали и отправили на экспорт 43,5 млн тонн — включая 3,9 млн тонн чугуна и 14,9 млн тонн полуфабрикатов. Российский металлургический экспорт продолжается и сейчас, несмотря на внешнее давление и войну. Однако экономические санкции наложили на него ряд ограничений, что затрудняет торговлю на внешних рынках.

В совокупности это может спровоцировать глубокий структурный кризис, который затронет все металлургическое производство планеты. Вплоть до обострения кризиса Украина и Российская Федерация вместе поставляли на мировой рынок около 58 млн тонн стальной продукции, обеспечивая около 84% мирового рынка металлургического полуфабриката и около 60% мирового экспорта чугуна. Причем украинские предприятия до начала текущего года производили от 34 до 50% металлургических заготовок для европейских заводов.

Кроме того, Украина продавала на внешнем рынке серьезным объемы железорудного сырья. В прошлом году через украинские порты на Азовском и Черном море было отправлено 44,46 млн тонн железной руды. А в нынешнем году украинское правительство рассчитывало увеличить эти поставки за счет растущего глобального спроса — на фоне постепенного восстановления мировой промышленности, которая начала преодолевать последствия коронавирусной пандемии.

Прекращение украинского металлургического экспорта в сочетании с ограничениями на поставки продукции российских металлургов грозит разрушить давно сложившиеся логистические цепочки и подорвать мировой рынок металлургической продукции. Прежде всего это привело к резкому подорожанию железорудного сырья, а в условия его дефицита стремительно взлетели цены на металлический лом, установившие свой исторический рекорд — более $600 за тонну. Причем этого «золотого» металлолома тоже катастрофически не хватает. 

Бензиновый голод убивает экономику УкраиныМировой энергетический кризис принимает на Украине особенно тяжелые и уродливые формы. Сговор государства с крупными сетями АЗС, стратегические просчеты и в целом низкий уровень госуправления — все это вносит свой вклад в приближающуюся катастрофу

По мнению международных экспертов, эта ситуация станет очередным тяжелым ударом по экономике Евросоюза. Будущее европейских прокатных заводов Рината Ахметова — британского предприятия Spartan UK, итальянских Trametal и Ferriera Valsider, и уже упомянутого болгарского «Промета» — находится сейчас под большим вопросом. А рост стоимости металлургического сырья приведет к увеличению себестоимости металлопроката, что приведет к очередному ценовому витку на произведенные в Европе товары, усугубляя последствия кризиса в топливно-энергетическом секторе и на продовольственном рынке.

Что же касается Украины, сворачивание металлургического производства грозит ей окончательным крахом национальной промышленности. Как заявила сегодня заместитель генерального секретаря Организации объединенных наций Розмари ДиКарло, если боевые действия на Украине продлятся до конца 2022 года, это отбросит страну в развитии на 18 лет назад — «оставляя глубокие долгосрочные социальные и экономические трещины».

Потому что война разрушает все, включая металл.

Рекомендуем