Вечером 18 марта украинцев ждала неприятная новость от военного командования.
«Частично оккупанты достигли успеха в Донецком оперативном районе — временно лишили Украину выхода к Азовскому морю», — указывалось в оперативной сводке Генштаба ВСУ, опубликованной в 01:33 по Москве в Facebook.
Насколько «временно» Украина лишилась доступа к Азовскому морю, ещё днём 18 марта сообщил советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович. Он ответил на призывы полка «Азов» к деблокаде Мариуполя.
«Ближайшие подразделения Вооружённых сил Украины сейчас ведут тяжёлые бои к северу от Волновахи. На них наступают превосходящие силы противника и ни о какой деблокаде Мариуполя речи не может идти: им бы самим отбиться», — отметил Арестович.
Остальные части ВСУ, по его словам, находились в 100-150 километрах от Мариуполя. При этом они тоже держат оборону и не имеют резервов для наступления.
«Они не пройдут более 120 километров в голой степи под ударами авиации из Крыма и Ростовской области», — отметил Арестович.
Он рассказал, что были попытки оказать воздушную поддержку украинским военным в Мариуполе, но они не увенчались успехом.
«Поэтому военного решения сейчас по Мариуполю нет <…> И это мнение не только мое, но и военных», — сказал Арестович.
При этом он заявил, что Мариуполь останется украинским городом.
Спустя несколько часов, около 01:40 по Москве 19 марта во время ночного обращения к народу президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил сражающихся в Мариуполе украинских военных.
«Я хочу сегодня отдельно и искренне выразить благодарность каждому защитнику нашего крепкого Мариуполя, нашего героического города <…>: 36-йотдельная бригада морской пехоты, 501-я отдельный батальон морской пехоты, 1-й отдельный батальон морской пехоты, 12-я бригада Национальной гвардии Украины и отдельный отряд спецназначения «Азов». Я благодарен каждому и каждой, всем нашим защитникам Мариуполя», — заявил Зеленский.
Украинский президент сообщил о награждениях.
«По представлению главнокомандующего Вооружённых сил Украины решил присвоить звание Героя Украины полковнику Баранюку Владимиру Анатольевичу — командиру 36-й отдельной бригады морской пехоты и майору Прокопенко Денису Геннадьевичу — командиру отдельного отряда спецназначения «Азов» за мужество, за эффективные действия по отражению атак врага, за защиту города героя Мариуполя», — сообщил Зеленский.
Кто-то может усмотреть в этом аналогию с присвоением Адольфом Гитлером звания фельдмаршала Фридриху Паулюсу 30 января 1943 года. С другой стороны, речь может идти о том, что власть Украины даёт добро военным на сдачу, не отдавая прямой приказ на это.
Тем более, возможность уйти из Мариуполя в эти дни и у украинских морпехов, и у «азовцев» была.
О чём «Азов» разговаривал с командованием
Вечером 18 марта начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-полковник Михаил Мизинцев на заседании Межведомственного координационного штаба по гуманитарному реагированию на Украине рассказал о том, что происходило в эти дни в Мариуполе.
«По радиоперехватам достоверно установлено, что в городе националисты ведут интенсивные переговоры с Киевом по разблокированию Мариуполя и направлении им поддержки, так как понимают, что без усиления они не способны выполнить поставленные задачи. За последние три дня интенсивность переговоров значительно выросла, при этом переговоры с обоих сторон проходят в крайне грубых тонах», — сообщил Мизинцев.
По его словам, «азовцы» чувствуют безысходность своего положения, а руководство Украины понимает, что не может оказать им, а также украинским морпехам какую-либо помощь.
«Кроме того, официальными должностными лицами Киева озвучивается риторика о том, что боевики в осажденном городе должны стать примером стойкости, пожертвовать собой для общей победы и им будет присвоен статус «мучеников Мариуполя», — отметил Мизинцев.
Это подтверждает версию о том, что звание «Герой Украины» для Баранюука и Прокопенко — всё равно что фельдмаршальский жезл для Паулюса.
«При этом обязательно оговаривается, что для выполнения этой «великой» миссии, в кавычках, у националистов есть более 200 тыс. человек мирного населения, которых они могут использовать в кавычках «по полной» в качестве «живого щита». Данная позиция согласована с руководством Украины. Это точная цитата ряда радиоперехватов», — подчеркнул Мизинцев.
С учётом последствий такого решения, Минобороны официально обратилось к Украине, заявив, что готово выпустить украинских военных и нацистов в любом направлении, чтобы спасти город и людей. Предложение было сделано 16 марта. При этом «азовцам» гарантировали жизнь.
«В ответ получили категорический отказ, при этом от высоких должностных лиц официального Киева», — отметил Мизинцев.
Он заранее предупредил международные организации, в первую очередь ООН, ОБСЕ, Международный Комитет Красного Креста о том, что от засевших в Мариуполе нацистов можно ожидать «очередных преступлений с тяжелейшими последствиями для мирных граждан и дальнейших попыток списать всё это на неизбирательные удары Вооружённых Сил России».
При этом Мизинцев рассказал, что за предыдущие двое суток часть боевиков численностью от 150 до 200 человек, используя гуманитарные коридоры, переодевшись в гражданскую одежду, дезертировало из города и разрозненными группами по 10-15 человек передвигаются в запорожском направлении по проселочным дорогам.
«За сегодняшнюю ночь 93 из них ликвидированы, места нахождения остальных установлены по пеленгу радиопереговоров. Вопрос их уничтожения — это вопрос короткого времени», — подчеркнул Мизинцев.
Некоторых из пытавшихся бежать из города «азовцев» удалось перехватить. Так, 18 марта была поймана Юлия Паевская, известная под позывным «Тайра» — глава медслужбы «Азова».
Утром 19 марта Telegram-канал «Донбасс решает» опубликовал интервью с одним из бойцов Народной милиции ДНР на посту в Мариуполе.
«Обнаруживаем, но не так много, как предполагали. Есть, да. Сегодня человек 25 выявили», — рассказал тот.
Между тем, те члены «Азова», которые не находятся в Мариуполе продолжают призывать власти Украины деблокировать город.
Сами «азовцы» продолжают нести потери. В ночь на 19 марта в азовских пабликах сообщили о гибели бойца с позывным «Бицуха». Это был один из самых опытных бойцов, он служил старшим сержантом в школе рекрутов полка.
Но если выход к Азовскому морю Украина потеряла, то выход к Чёрному — ещё нет. И это создаёт угрозу всем государствам черноморского бассейна.
«Сюрпризы» от Украины
В пятницу, 18 марта, российское издание Life опубликовало экстренное обращение капитана морского порта Сочи Вячеслава Румянцева.
«По информации, объявленной ГС ЧФ в ПРИП № 116 из-за штормовых условий, якорные мины, установленные украинскими ВМС на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск, Южный (около 420 мин типа ЯМ и ЯРМ), оторваны», — предупредил Румянцев в документе.
Он призвал гражданские суда соблюдать особую осторожность в юго-западной и северо-западной части Чёрного моря из-за вероятности подрыва на дрейфующих минах.
Обращение с соответствующими приложениями направлено всем судовладельцам и капитанам судов, осуществляющих свою деятельность и базирующихся в морском порту Сочи.
Сочи находится на восточном побережье Чёрного моря. А вот на запад Чёрного моря, которому и угрожают украинские мины, является территориальными водами Румынии, Болгарии и Турции, а также самой Украины.
«Если это не вброс, с судоходством тут у нас ближайшее время будет так себе. Кстати, даже если вброс, то тоже сработает», — прокомментировал информацию о минах главред одесского издания «Таймер» Юрий Ткачёв.
По его словам, ночь в Одессе прошла спокойно. Между тем, обстановка на Украине продолжает оставаться напряжённой.