"Вокруг Булгакова"

«Вокруг Булгакова»: увидеть невидимое

Почему-то именно у Булгакову тянутся люди странные. Им вот хочется заняться какой-нибудь альтернативной историей, но они вместо «звёздных крепостей», построенных ануннаками с Нибиру, вдруг начинают заниматься Булгаковым. Причём сам Булгаков их совершенно не интересует. Их интересуют их личные измышления, которые Булгаков, якобы, «подтверждает»
Подписывайтесь на Ukraina.ru

По правде говоря, автор книги «О мире видимом и невидимом в произведениях М. Булгакова» (в названии — цитата из православного символа веры) Сергей Игоревич Степанов на общем фоне выглядит неплохо — он действительно хорошо знает тексты Булгакова, наблюдателен, да и сама концепция его, в общем-то, не так уж далека от мировоззрения Булгакова. Тут, собственно, многое зависит от акцентов.

Концепция Степанова широко распространена среди любителей Булгакова и сводится к тому, что он был антисоветчиком, и был он человеком верующим. И то, и другое вроде бы находит подтверждение в творчестве Булгакова, но… Но из первой части книги Степанова, в которой тот доказывает, то Булгаков оказался «на земле чужой», следует, что верующий антисоветчик — как раз Степанов. Булгаков же тут вовсе не причём.

"Вокруг Булгакова": "Мастер и Маргарита" глазами Андрея Кураева*Отец Андрей Кураев сначала стал поклонником "закатного романа", а потом уже пришёл к Богу и стал протодиаконом. Думаем, что произведение Булгакова сыграло свою роль в его пути. Целью же книги о. Андрея "Мастер и Маргарита: за Христа или против?", пережившей уже три издания, стала защита романа от обвинений в апологии сатаны

Если говорить об антисоветизме, то Булгакова не надо сравнивать с невозвращенцами Ремизовым и Шмелёвым. Мы не знаем — вернулся бы Булгаков, если бы ему удалось эмигрировать. Но мы знаем, что творил он в СССР. И вынужден был принимать те правила игры, которые диктовала советская цензура. А значит и сравнивать его стоит с Толстым и Катаевым.

Что до рассуждений автора о соотношении православной веры и художественного творчества, то он полагает, что задача писателя — заботиться о душе читателя. И специально предостерегает от трактовок художественных произведений, которые могли бы нанести ущерб душе. Нет, всё же лучше всего сказал халиф Омар об Александрийской библиотеке: «если эти книги согласуются с Кораном, они нам не нужны, а если они противоречат Корану, уничтожьте их». И никаких трактовок не надо.

Попытки приспособить Булгакова к персональным взглядам каждого конкретного булгаковеда последствия, обычно, имеют не лучшие.

Василий Стоякин: кто онЖурналист, политолог, политтехнолог, социолог, публицист, автор сайта Украина.ру

Вот, например, тема «Булгаков и женщины».

Степанов полагает, что образ Тальберга в значительной степени автобиографичен. Булгаков, подобно Тальбергу, бросает жену (причём это в пьесе он возвращается и получает по морде от Мышлаевского, а в романе-то Елене сообщают, что он в Польше и собирается жениться).

Булгаков Татьяну Лаппа, которой был обязан буквально всем, бросал трижды.

Первый раз, когда пытался выехать в Турцию из Батуми.

Второй раз, когда они по отдельности ехали в Москву (Татьяна Николаевна была убеждена, что они уже не встретятся).

Третий раз, когда ушёл от неё к Любови Белозерской, оставив, кстати, в сложной ситуации — у неё трудовой книжки не было. Чтобы на эту книжку заработать ей пришлось нанимать женщину, которая за неё мыла где-то полы.

Это не считая ситуации 1919 года, когда он уехал на фронт сам, а она ехала вдогонку по крайне неспокойным местам (правда не сама, а в сопровождении Леонида Карума).

«После развода он сказал мне: за тебя меня Бог накажет».

Почему нет? Потому, что даты не сходятся — на момент написания «Белой гвардии» Булгаков уже считал, что брак с Татьяной Николаевной себя изжил, потому и роман был посвящён не ей. Но в предыдущих случаях ничего такого не было — Булгаков собирался жену вызвать или найти… В конце концов, Булгаков не любил Карума, и все, кому было интересно, поняли кого он имел в виду. Но вообще мысль о том, что автор делает себя прототипом одного из главных отрицательных персонажей («чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести»), выглядит новаторской. И не менее новаторски выглядит трактовка в качестве положительного персонажа полусумасшедшего сифилитика Русова. Интересно, что скажут психиатры?

Или вот Степанов много словно возмущается намерением Шарикова «расписаться» с понравившейся ему женщиной. Возмутительно, дескать, и сам Булгаков возмущался этим советским подходом к таинству брака… Главное при этом не вспоминать, что Булгаков был женат трижды, причём венчался он только первый раз, а два других — именно «расписывался»… Но, конечно, был страшно возмущён каждый раз.

К концу книги автор приходит к выводам уже решительно непонятным. «Самым жестоким образом насилие государственной власти М. Булгаков лично ощущал и в последние годы своей жизни. Как мы помним, ему неоднократно было отказано в выезде за границу», — страшное злодеяние Сталина! Но если мы немного задумаемся, то вспомним, что речь идёт о времени «большого террора», когда «срока огромные брели в этапы длинные». На этом фоне считать «жестоким насилием» отсутствие у гражданина Булгакова М.А. загранпаспорта как-то… Поверите ли — слов не находим.

«Вокруг Булгакова»: попы живые, неживые и разновсякиеПоскольку Михаил Афанасьевич – потомок священников по обеим линиям и сын преподавателя Духовной академии, логично было ожидать появления в его произведениях православных священнослужителей. Они и появляются, но так, что может лучше бы и не появлялись. Отношение писателя к попам было не лучше, чем у Великого комбинатора к ксёндзам

Впрочем, удивительно ли это всё, если книга просто проникнута ненавистью к атеистам? Степанов считает, что Булгаков описывает судьбу людей неверующих и, потому, попавших во власть сатаны. И Степанова это… радует. Так им, дескать, и надо. Правда, их судьба должна послужить уроком для других…

Увы, книга могла бы быть интересной, но очевидная неадекватность автора заставляет с сомнением относится к любым его выводам. 

Рекомендуем