Оборона Луганска. Как военные железнодорожники остановили врага и стали гвардией

В середине ноября 1941 года левее рвущейся вдоль Азова к Ростову-на-Дону 1-й танковой армии маршала фон Клейста наступала 17-я армия вермахта. 16 ноября её 4-й армейский корпус северо-восточнее Артёмовска вклинился в оборону 12-й армии РККА на глубину до 20 километров. До Ворошиловграда (совр. Луганска) ему оставалось всего 60 км
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Гальдер 18 ноября 1941 года записал в своём дневнике: «Отмечено успешное продвижение на фронте 1-й танковой армии. 4-й армейский корпус (17-я армия) также продолжает успешно наступать, хотя его сосед — итальянский корпус, расположенный между ним и 49-м горным корпусом, всё ещё сильно отстаёт».

Другой сорок первый. Как сражались 22 июня 1941 года бойцы и командиры Красной армииЗа последнюю четверть века мы привыкли слышать, что 22 июня 1941-го — это сплошные поражения Красной армии: отступление, куча пленных и разбитой техники. Все эти годы нам упорно вбивают в сознание что в те трагические дни Красная армия никаких успешных действий не вела

Других подразделений, кроме трёх батальонов 28-й отдельной железнодорожной бригады (ОЖДБР) (её сформировали в начале лета в Харьковской области), перед 4-м армейским корпусом вермахта у Красной армии не имелось. Зная об этом, немецкое командование рассчитывало вскоре без особых проблем захватить город. Однако не тут-то было.

18 ноября командир 28-й ОЖДБР полковник Николай Владимирович Борисов получил приказ Военного совета 12-й армии выдвинуться к железнодорожной станции Сентяновка и оборонять её до подхода полевых частей. Для выполнения этой задачи в указанный район был отправлен 12-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон (ОВЖДБ) капитана Сергея Николаевича Маркова, которому придали одну роту 11-го ОВДЖБ и одну роту 20-го отдельного мостостроительного ЖДБ (ОМЖДБ). Образовавшийся сводный батальон насчитывал 577 человек.

Своего артиллерийского вооружения у ж/д ремонтников и мостостроителей, самом собой, не было — в штатной ситуации оно им просто ни к чему. Поэтому их усилили тремя бронепоездами: № 2 «За Родину!» (командир — капитан Аким Леонтьевич Бондаренко), № 6 «За Родину!» (командир — майор Пётр Кондратьевич Шурыгин) и № 11 «За Родину!» (командир — майор Пётр Михайлович Бойко).

Бронепоезд № 2 «За Родину!» начали формировать ещё в начале августа 1941 года в Брянске. Однако когда немцы приблизились к городу, полуготовый состав, набранных добровольцев и специалистов с семьями отправили в Луганск на местный паровозостроительный завод им. Октябрьской революции. Здесь состав довели до ума. В первых числах октября 1941 года его командиром назначили бывшего преподавателя Ленинградского высшего танкового училища капитана Акима Леонтьевича Бондаренко.

Улица двух танкистов. Последний бой танка №736Известно несколько таких историй, но эта стала, пожалуй, самой известной из-за публикации в «Известиях» (военный кореспондент Виктор Полторацкий знал одного из героев лично еще по довоенной жизни) и глубоко послевоенной статье в «Красной Звезде». А героями они стали тяжким летом сорок первого, когда 28 июня наши войска оставили Ровно.

В подразделение бронепоезда входили: паровоз серии ОВ с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжёлых 107-мм пушек, четыре платформы прикрытия, две тяжёлые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого, к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название «чёрный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона — склад боеприпасов, вагон — технический склад, вагон для горюче-смазочных материалов.

Одна артиллерийская бронеплощадка была уникальна в своём вооружении: на неё установили башню от танка КВ-2 со 152-мм пушкой, башню от танка Т-34, в которую вместо штатного 76-мм ствола установили 45-мм, и башню собственного изготовления с установленной в ней 76-мм дивизионной пушкой образца 1902/30 года.

На другой бронеплощадке установили ещё две башни со 107-мм орудиями. 23 октября паровозостроители торжественно предали своё детище военным, и вскоре бронепоезд уже участвовал в боях в районе Дебальцево и Ровеньков. К 16 ноября он базировался там же, где и 12-й ОВЖДБ — на станции Родаково.

Днепродзержинский бронепоезд № 11 «За Родину!» успел принять участие в ожесточённых боях на Днепре. Его 46-летний командир — майор Пётр Михайлович Бойко — ещё во время Гражданской войны командовал другим бронепоездом — № 98 «Советская Россия». 24-летний черноморский моряк тогда оказался наиболее опытным из всех, кому можно было бы доверить такую махину. Теперь он оказался наиболее опытным среди командиров бронепоездов, и командование этим сводным подразделением доверили ему.

Сражение за Киев. «Роковое решение», определившее исход войныОсень 1941 года стала, пожалуй, худшим моментом Великой Отечественной войны. Самые тяжелые поражения Красной армии приходятся не на лето, а именно на осень, когда первый шок от нападения, казалось бы, прошел. В устрашающем перечне котлов 1941 года сражение за Киев занимает специфическое место. Это была колоссальная катастрофа РККА.

Бронепоезд № 11 «За Родину!» встретил врага 19 ноября у ст. им. Кагановича (современный город Попасная). Фактически он оказался в тылу у стремительно наступавших немцев. Ворвавшись на уже захваченную ими станцию, бронепоезд высадил десант. Бойцы забросали гранатами здание станции, в котором закрепились немцы, после зачистили его, уничтожив до 100 захватчиков. Удерживая до вечера оборону, экипаж бронепоезда выиграл время, которого хватило, чтобы в тылу у него успели восстановить путь и вывели в тыл так называемую летучку — состав из 18 вагонов с боеприпасами.

В это время сводный батальон железнодорожников спешно готовил оборонительные рубежи в районе станций Сентяновка и Водопровод.

В ночь на 19 ноября разведчики, которых лично повёл командир 20-го ОМЖДБ капитан Алибек Ильясович Датиев, разгромили немецкий караул и захватили четырёх пленных. От них стало известно, что на этом участке у немцев наступает 94-й пехотный полк со всей своей штатной артиллерией и миномётами. На один советский батальон приходилось три немецких. Также стало известно, что противник занял близлежащие сёла: Желобок, Голубовское и Светличное.

«После тяжелых и продолжительных боев нашими войсками оставлен город Киев»В формулировке «оборона Киева завершена» нет ничего: ни холода сентябрьских ночей, ни ярости и отчаяния оборонявшихся, ни хаоса беспорядочного отступления огромной массы людей и машин, ни пустоты и ожидания смерти, мгновенно выросших в почти 850-тысячном городе. 72 дня отбивалась украинская столица, хотя целые страны сдались в считанные недели.

Немцы не ожидали нападения, а потому командующий сводным батальоном командир 12-го ОВЖДБ капитан Марков решил внезапно контратаковать их. Ещё до рассвета от станции Сентяновка к Голубовскому отправились две роты железнодорожников, которые повёл помкомбата по технической части воентехник 1-го ранга Николай Васильевич Иванов. Они ворвались в село с северо-восточной стороны. Одновременно с севера в атаку перешла 3-я рота батальона лейтенанта Николая Евстафьевича Кальнооченко.

Отличилось отделение сержанта Ильи Маслия: боец Молодцов в ходе боя захватил поврежденный вражеский миномет, быстро исправил его и вскоре тот открыл огонь по своим бывшим хозяевам.

Бронепоезда подавляли огневые точки противника и уничтожали его опорные пункты — корректировку огня вели разведчики бронепоездов, используя протянутые вдоль рельсов провода и сами рельсы. Ремонтники и мостовики разбирались с пехотой. Противник не выдержал внезапной атаки и отступил — роты железнодорожников закрепились в Голубовском, которое теперь стало передовым рубежом батальона.

Однако силы были слишком неравны — немцы подтянули резервы, контратаковали железнодорожников, и те к вечеру отошли, заняв оборону на восточном берегу реки Луганки.

Исторический миф: «Цунами». Что на самом деле было после подрыва ДнепроГЭС в 1941 г.По-хорошему Запорожье должно было стать городом-героем. За время полуторамесячной обороны из него были организованно эвакуированы 48 предприятий, вузы, театр, кинофильмофонд, краеведческий музей и тонны металла. Уже в декабре на Урале и Сибири заводы дали первую продукцию для будущей Победы. Но вместо благодарности есть только миф о «цунами»

В ночь на 20 ноября снова отличился сержант Маслий: он не только успешно провёл разведку, но также захватил пленного и взорвал вражеский штаб. Утром враг перешёл в наступление на посёлок Петроградо-Донецкий (совр. Донецкий), однако оборонявшаяся здесь 2-я рота 20-го ОМЖДБ капитана Датиева прочно удерживала свои позиции.

Немцы не собирались мириться со сложившимся положением и вскоре получили подкрепление — ещё три батальона. Они раз за разом «накатывали» на позиции железнодорожников — погиб помкомбата воентехник 1-го ранга Иванов, но железнодорожники не отступали.

На следующий день, имея 5-кратное преимущество, противник пошёл в очередную атаку. В результате артиллерийской дуэли у двух бронепоездов были повреждены бронепаровозы — они не могли теперь эффективно поддерживать отчаянно оборонявшиеся роты железнодорожников своим огнём. На ходу оставался только бронепоезд № 11 опытного майора Бойко.

Выбравший тактику активной обороны командир 12-го ОВЖДБ капитан Марков лично повёл своих солдат в контратаку на село Голубовское и геройски погиб. Свою 2-ю роту повёл на врага на северной окраине станции Сентяновка и командир 20-го ОМЖДБ капитан Алибек Датиев — его сразила вражеская разрывная пуля. Отделение сержанта И.И. Кудинова героически обороняло высоту на подступах к станции Сентяновка. Сержант был ранен, но продолжал строчить из пулемёта, пока не сложил свою голову.

Молодой красноармеец Фёдор Павлович Попков подпустил атакующих вражеских солдат поближе и забросал гранатами — в результате 15 из них навсегда остались лежать в Луганской земле. После этого 22-летний храбрец вынес из-под огня ещё двух раненых бойцов.

«Мы не могли толком понять – почему оставляем Одессу». Финальный аккорд героической обороны«В глубокой тишине, без труб и барабанов, Одессу оставляет последний батальон», - эвакуация оборонительного района 16 октября 1941 года по праву может считаться образцовой. Около 86 тысяч военнослужащих, 15 тысяч гражданских лиц, вооружение и техника были в один день выведены в Крым. Но Одесса еще могла держаться

После гибели комбата батальон повёл в контратаку его комиссар старший политрук Павел Иванович Векшин. Когда противник сам перешёл в наступление, он с группой бойцов прикрыл отход основных сил. В бою Векшин получил тяжёлое ранение и не смог вместе с остальными своими товарищами отступить. Когда батальон снова отбил этот рубеж, тело комиссара нашли обезображенным 27 ранами, которые ему нанесли ножами и выстрелами в упор.

На следующий день вражеские атаки продолжились. Батальону пришлось оставить станцию Водопровод — он оборонял её до 18:00 и отошёл на последний рубеж к станции Сентяновка. Отход осуществлялся планомерно по заранее намеченному маршруту. Прикрывала его, отражая атаки немецких автоматчиков, 3-я рота лейтенанта Кальнооченко. Затем отошла и она.

В ночь на 23 ноября наконец пришла подмога — 134-й стрелковый полк и бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» Героя Советского Союза капитана Xабибуллы Ибрагимовича Ибрагимова. Вымотанных 4-дневными непрерывными боями железнодорожников наконец отвели в тыл.

Всего 12-й ОВЖДБ при обороне станции Сентяновка из своих 416 бойцов и командиров потерял 16 человек убитыми, 74 — пропавшими без вести (то есть оставленными на занятой врагом территории) и 35 — ранеными. 20-й ОМЖДБ вместе со своим командиром капитаном Датиевым потерял 4 человек.

24 ноября с воинскими почестями железнодорожники погребли их в Луганске в парке им. Горького, а тела военинженера 1-го ранга Иванова и сержанта Кудинова — на станции Лутугино возле клуба чугунолитейного завода. Сцепив свои ремонтные летучки в единый эшелон, 12-й ОВЖДБ отправился на отдых в Миллерово. 20-й ОМЖДБ остался выполнять очередные задачи в Луганске.

День в истории. 26 октября: под Каневом погиб Аркадий Гайдар26 октября 1941 года в Каневском районе Черкасской области погиб популярный детский писатель Аркадий Петрович Гайдар. Его товарищи по партизанскому отряду успели уйти из засады. Через шесть лет его останки перезахоронили в райцентре. В том самом Каневе, который знаменит могилой Тараса Шевченко

В приказе народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 года № 127 отмечалось:

«…28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецкими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожала живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков.

За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду (командир бригады полковник Борисов Н. В.)».

Рекомендуем