Российскому оппозиционеру Алексею Навальному стало плохо в самолете, выполнявшем рейс Томск — Москва, борт был экстренно посажен в Омске. Российские врачи пришли к выводу, что у Навального нарушение обмена веществ, вызвавшее резкое изменение сахара в крови, а как следствие — кома.
Позднее блогера по просьбе супруги перевезли самолетом в Германию в клинику «Шарите», где у него якобы выявили отравление «Новичком». При этом Берлин отказался предоставить доказательства и называть лаборатории, где выявили отравляющее вещество.
- Александр, как вы считаете, удалось ли организаторам «отравления» Навального достичь своих целей?
— Пока об этом говорить рано, процесс еще не закончен. Я имею в виду то, что Россия совершенно обоснованно потребовала от немецкой стороны материалы и то, что Навальный против этого — это, вообще-то, его личное дело.
Если речь идет об обвинении государства в таких преступлениях — что значит, он «против»? Должно проводиться расследование и должны быть предоставлены веские доказательства всего того, в чем Россию обвиняют. Так что пока говорить о том, что цели достигнуты, нельзя. Но то, что удар нанесен по российско-немецким отношениям — да, это уже, пожалуй, удалось, если это было среди целей.
Ну а вообще скорее бы Навальный выздоравливал и возвращался в Россию, потому что там его ждет камера. Думаю, что в этом случае правоохранительные органы будут действовать исключительно в соответствии с буквой закона. Нарушение режима, который был предписан Навальному, было и неоднократно. Сколько это можно терпеть? Так что подождем его возвращения, может, он еще даст показания здесь.
- Насколько, по вашему мнению, была эффективной реакция российских властей?
- Связываете ли вы ситуацию с Навальным и происходящие в Белоруссии?
— Связь есть хотя бы в том, что идет очень массированная кампания, просто добавляются новые эпизоды и открываются новые участки фронта. Но — «собаки лают, караван идет», будем так говорить.
- Как бы вы оценили дальнейшие политические перспективы Навального в случае его возвращения в Россию?
— Из Навального будут лепить страдальца. Но для начала ему нужно выздороветь и вернуться, а там — ну, будет, наверное, вести переписку в соответствии с распорядком какого-либо учреждения, где он будет отбывать давно заслуженный срок.
- Как вы считаете, что в целом показывает эта история? Может ли Россия сотрудничать с Европой, или она все же находится под диктатом США и каких-то собственных предубеждений?
— Вся эта история показала в очередной раз, что нужно восстанавливать всеми возможными способами экономический суверенитет, чтобы не зависеть от мнения кого бы то ни было и чтобы влияние санкций было минимально — тогда отпадет желание вводить какие-либо санкции.
Проблема во всем поколении политиков, в частности в Германии. Почему-то никто не говорит, что Меркель надоела и ей пора уходить — действительно засиделась в своем кресле и надоела своими действиями, наносящими вред и Германии в том числе. Это поколение должно уйти, а кто придет ему на смену — тоже большой вопрос, потому что США, в отличие даже от России, занимаются профилактикой — заранее выращивают поколение политиков, различные структуры, неправительственные организации формируют, которые в целом позволяют выстраивать политическую линию государства задолго до смены власти.
Этого не хватает Украине, России и Белоруссии.