Александр Семченко: Киев не хочет говорить с Донбассом, потому что боится собственного народа

Президент Украины Владимир Зеленский не знает, что на самом деле происходит в Донбассе, но свое отношение к его жителям выразил давно. Об этом и об ожиданиях предстоящей встречи в «нормандском формате» издание Украина.ру побеседовало с доктором политических наук Александром Сенченко
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Зеленский рассказал в Донбассе, благодаря кому продолжает существовать УкраинаПрезидент Украины Владимир Зеленский поздравил Вооруженные силы Украины с профессиональным праздником и поблагодарил за службу. Трансляцию его выступления в Донбассе 6 декабря вел офис главы государства в Facebook
- Александр, президент Зеленский ранее говорил, что хотел бы расширить список вопросов, обсуждаемых на «нормандском саммите», в частности, вопросы Крыма, газового транзита и многого другого. Как вы считаете, попытается ли он навязать свою повестку дня его участникам?

— Зеленский попытается поднять все эти вопросы. Проблема в том, насколько это удастся. В любом случае они люди вежливые, его выслушают. Лично я бы на их месте (это было бы логично) предложил Зеленскому кушать слона по кусочкам: если есть проблема, то мы ее решаем, не связывая это решение с другой проблемой.

Есть проблема Донбасса — обсуждаем, решаем. Тем более это основная тема саммита и наиболее острая проблема для всех. Вторая наиболее острая проблема для всех — вопрос газового транзита. По этому вопросу тоже пройдут какие-то консультации, и все стороны охотно откликнутся на предложение Зеленского обсудить его.

Третий вопрос, который не интересен ни для России, ни для Германии, ни для Франции, — это вопрос Крыма. Но они выслушают возражения Зеленского. Не принято же в этих кругах сразу посылать, а может, и принято, я там не был. Может, предложат создать какую-то комиссию, но попытаются отложить этот вопрос.

Этот вопрос интересен только самому Зеленскому. Хотя не факт, что на самом деле ему он тоже интересен. По крайней мере, он его педалирует. Но в любом случае есть Минские соглашения, в которых стороны уже обо всем договорились.

Если Киев действительно хочет, чтобы этот вопрос был решен политико-правовым путем, то надо его так и решать, разговаривая напрямую с Донбассом. Можно считать их «террористами», но субъектность их признавать придется.

- А почему украинская сторона так от этого уклоняется?

— Я правда не могу понять, почему все так. Я помню инаугурационную речь Порошенко, и он обещал это сделать. Зеленский в инагурационной речи говорил, что готов разговаривать со всеми, а в предвыборном интервью вообще сказал, что готов разговаривать «хоть с чертом лысым», лишь бы мир был.

Насколько я знаю донецких ребят, там чертей лысых нет, там все люди, все волосатые. Ему уже будет легче. Но я думаю, просто не хотят. Не хотят мира на самом деле. Ведь конфликт начался с того, что Донбасс выдвинул требования, не выходящие за рамки украинского законодательства, но не нравящиеся украинской власти.

Я напомню, что ныне покойный экс-глава ДНР Александр Захарченко, когда еще был всего лишь одним из лидеров не самой многочисленной группы в Донецке, захватывая горсовет в апреле 2014 года, выдвигал всего лишь одно требование.

Погребинский рассказал, как именно Зеленский может остановить падение своего рейтингаПрезидент Украины Владимир Зеленский может преподнести решение «газового вопроса» как серьезный успех, тем самым приостановив падение своего рейтинга. Такое мнение выразил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в недавнем эфире телеканала «Россия 1»
Пусть Верховная Рада примет закон о местных референдумах, чтобы можно было легальным способом устанавливать правила жизни в своем регионе. С тех пор прошло почти 6 лет, а такого закона до сих пор нет ни для Донецка, ни для Львова. Потому что Киев боится собственного народа больше, чем мифических российских танков.

С учетом того, что власти Зеленского по-прежнему не прислушиваются к мнению народа (тот же закон о земле), то это опять порождает внутренние конфликты, которые могут вылиться в аналогичные Донбассу события, но уже в других регионах.

- А чего Зеленский на самом деле хочет от Донбасса? Войны до победного конца? Заморозить конфликт? Выполнить Минские соглашения?

— Я не знаю, чего он хочет на самом деле. Складывается впечатление, что он вообще не понимает, что там происходит. А его личное отношение к Донбассу было видно, когда он, выступая перед «воинами света», сказал «Спасибо, что защищаете нас от этих мразей». Плюс он недавно интервью давал, в котором рекомендовал жителям Донбасса валить в Россию.

- Сколько, по-вашему, еще может продлиться ситуация, когда нет ни войны, ни мира, и непонятно, как жить дальше?

— Это может длиться очень долго. Мы видим, когда 30-летние конфликты остаются замороженными, как та же Абхазия или Приднестровье. Мы также видим, как эти конфликты решались.

Опрос показал, сколько украинцев выступают за компромисс с РоссиейБолее половины опрошенных граждан Украины считают, что для мира надо идти на компромиссы с Российской Федерацией, но не на все. Об этом 6 декабря свидетельствуют результаты общенационального исследования общественного мнения, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, опубликованные на сайте организации
Например, Эфиопия больше 30 лет вела борьбу с эретрийскими сепаратистами, пока они не объединились с другой эфиопской группой и не захватили Аддис-Абебу, обретя тем самым свою независимость.

- Вы упомянули Абхазию и Приднестровье. Но ведь там давно не стреляют, и вообще вооруженный конфликт длился не пять лет, а гораздо меньше.

— А это как в анектоде: «Почему вы стреляете по Донбассу?— Там российские войска. — Почему тогда не воюете с Крымом?— Там российские войска». Мне кажется, что если бы там действительно были российские войска, то ни один «воин света» даже косо в эту сторону посмотреть не посмел бы.

Это внутриукраинский конфликт. Я вообще не понимаю, о чем можно договариваться в Париже без Донецка и Луганска. Вы что, с Германией или Францией воюете, что с Макроном там встречаетесь?

Рекомендуем