Официальный день Хэллоуина — 31 октября. Но, как правило, он стартует за неделю до этой даты. Подготовка к нему начинается где-то с конца октября. О том, что это такое и откуда оно пришло, написано уже много. Помню, что о нем я узнал из школьных уроков по английскому языку еще в середине 1990-х годов. Впрочем, как и о Дне святого Патрика и Дне святого Валентина. С тех пор эти три дня, западные праздники, которые никак не связаны с православной культурой, все глубже проникали в нашу жизнь.
Но сейчас о Хэллоуине. Интереснее выяснить эффект его влияния на предпринимателей Украины. Ведь бизнес не спит и давно во всю использует этот уже, по сути, мировой праздник.
Тыквы, вампиры и запреты
Минимум за неделю до 31 октября в Киеве наблюдалось обилие тыкв-черепов у входа в кафешки и рестораны, искусственная паутина, бумажные летучие мыши, ведьмацкий интерьер. Даже на одном базарчике хозяин фруктовой точки развесил бумажную гирлянду с изображением тыкв и летучих мышей и по акции продавал ананасы. Ночные клубы готовятся к тематическим вечеринкам заране и ожидают основательного наплыва посетителей в кровавом гриме.
За это кроткое время появилась петиция к президенту Владимиру Зеленскому узаконить этот праздник. Мало того, это мероприятие стало волновать не только духовенство (которое давным-давно жалуется на популяризацию этого праздника по их выражению зла) а и политики-чиновники.
Город Камянское Днепровской области решил под «бесовщину» сагитировать граждан на благое дело — отдать свою кровь «вампирчикам» в соответствующей обстановке. А вот ровенский горсовет 24 октября рекомендовал запретить в культурных и учебных заведениях пропаганду Хэллоуина как развращающего граждан.
«Запретить пропаганду Хеллоуина в городе Ровно, в том числе наружную рекламу и празднование любых мероприятий в учебных заведениях и культуры коммунальной собственности», — призвали местные депутаты.
Официального запрета не было, так как нет законодательных рычагов давления на бизнес и рекламу по такому поводу.
Продукт глобализации и консьюмеризма
С одной стороны, сегодня западные праздники в Украине — это результат работы отечественных маркетологов. Во время подобных празднеств повышается бытовое потребление, товаров и услуг продается больше, чем обычно. Значит, увеличение импорта всяких «хэллоуинов» в украинскую жизнь неизбежно. Ведь карнавальная культура питает внутренний спрос, и этот тренд идет на повышение. В 1990-2000-х годах точно не было такого ажиотажа вокруг импортных праздников-шоу.
С другой — идет дальнейший процесс глобализации, а родной маркетинг просто не может миновать этот процесс. Ведь, по сути, маркетологи (только западные) и сделали глобализацию. Которая, в свою очередь, создала культ потребления или консьюмеризм (англ. «consume» — потреблять). Хотя, это еще вопрос из разряда «курица или яйцо».
«Такие вещи, как День Валентина или Хэллоуин популяризируются через западные СМИ, западное кино и западный способ жизни. Это все становится маркером вестернизации Украины», — говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслан Бортник.
Дополняя мысль коллеги кандидат политических наук Алексей Якубин сказал, что глобализация через масс-медиа формирует поведенческо-потребительские привычки людей.
Откуда прибыль? Больше сториз
«Я знаю, что День Валентина создает прибыль по некоторым направлениям бизнеса сходу в 300%», — сообщил Бортник.
Почему? В связи с чем? Окупаются ли затраты на обустройство интерьера под определенное торжество? Уточним у пиар-агентов.
Организатор вечеринок и пиар-сотрудник одного из киевских клубов, организатор проекта «Top_Kiev_girls by Luxury Project» Яна Ахметова столкнулась с тем, что все тусовщики «просто пищали в преддверии Хеллоуина, обосновывая это тем, что в этот день можно быть кем угодно».
«Все заведения ставят разные даты для праздника (они почти не пересекаются между собой), некоторые делают затяжные вечеринки — подготовку, саму вечеринку и афтепати.
Затрат на декор в основном не много. «Основные расходы — на шоу балет и программу», — подчеркнула она.
Естественно, гулянки являются рутинными способами продвижения бизнеса. А Инстаграм, как заверяет Ахметова — самый сильный онлайн-ресурс, даже вернее номер один для развития такого рода бизнеса. Не забываем о фейсбуке и других платформах. Это все — современные двигатели культуры потребления.
«Чем больше у тебе сториз в Инстаграм (короткие фото/видео-публикации событий из жизни — ред.) и веселых фото с твоих вечеринок, тем больше о тебе говорят и хотят попасть в заведение. Клубы, рестораны, магазины прибегают к некоторым хитростям, чтобы, к примеру, девушки снимали больше сториз, отмечая заведение», — рассказала пиарщица.
Людям нравится культ
Популярные европейские праздники, как уже было сказано, подхватывают украинские владельцы ресторанно-развлекательного бизнеса и используют их, как дополнительную возможность заработать. Это реально увеличивает продажи. А люди получают эмоции, которых им в нынешнее время и в субботу-воскресенье недостаточно.
«Естественно, приходится раскошеливаться на декор, рекламу, разработку спецпредложений, ивент-стратегий и прочее. Но зачастую это окупается, так как чем интереснее предложение, тем больше потребительский спрос. Для людей есть акционные предложения, из праздников делается культ, но посетителям нравится», — разъяснила работающая в ресторанном бизнес пиар-менеджер, попросившая не называть ее имя.
Реакция правых и зажим бизнеса
И тут мы возвратимся к обращению ровенских нардепов. Учитывая сказанное экспертами, решение Ровенского горсовета, пусть и имеющее рекомендательный характер, направлено на ухудшение предпринимательства в своем же городе.
Руслан Бортник считает это консервативной реакцией правых, которые доминируют там. По его словам, они считают этот праздник чуждым украинской культуре и украинскому обществу.
«Конечно, бизнесу это нанесло бы дополнительный урон в виде недополученной прибыли», — считает политолог.
То же самое утверждает наш анонимный собеседник. Скажем, 31 октября далеко не всегда выпадает на выходной день. В этом году это четверг. И рестораны делают у себя программу под Хэллоуин, ожидая большего количества клиентов и, соответственно, большей выручки. В обычный же четверг такого потока нет.
Алексей Якубин убежден, что именно потребитель должен принимать решение, какой праздник ему праздновать и в какие заведения ходить его отмечать. Украина пока что еще светское государство, и апелляция к религиозным нюансам вообще никак не может выступать предлогом к таким запретным рекомендациям.
Более того, по его мнению, призыв к предпринимателям имеет под собой корыстную базу.
«Под прикрытием государственных органов власти некие группы влияния отстаивают свои интересы», — считает аналитик.
Ограниченный доступ
Консьюмеризм в Украине накладывается на тот факт, что, по словам Алексея Якубина, украинцы не являют собой даже среднезажиточное общество. Официальные данные режут правду-матку: страна пока остается самой бедной в Европе с самой маленькой зарплатой.
Таким образом, праздники и потребление в стране доступны пока лишь состоятельным людям. Этот тезис подтверждается наблюдениями директора Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко.
Вопреки сказанному специалистом ресторанного бизнеса, он считает, что от реального запрета рекламировать и отмечать Хэллоуин заведения не пострадали бы. Ведь толчок к продажам (в том числе и в нарочно выдумыванные праздники, чтобы подстегивать покупательский спрос) дается в странах, где есть деньги. А деньги — это средний класс и богатые.
Его доводы объясняют наличие и отсутствие скидок в магазинах.
Нет смысла делать скидки
«В Украине это тоже было. Мы видели определенные предпосылки, например, к полноценной Черной пятнице. Чтобы на какие-то дни кроме Рождества, Нового года и Пасхи у людей повышалась покупательная способность. Мы когда-то привыкли, что цены на те же самые продукты на какие-то праздники в силу повышенного спроса будут расти, тогда как предложение остается на прежнем уровне», — напомнил специалист.
Ныне же, по данным Дорошенко, денег у населения нет. Соответственно, повышенно спроса перед праздниками тоже нет. Поэтому нет и полномасштабных распродаж. Они интересны тогда, когда предприниматель вместо, скажем, двух единиц товара продаст десять, снижая маржу, но по факту зарабатывая в несколько раз больше.
«А когда ставишь скидку в 50% и продаешь такое же количество, то ты теряешь деньги. Так что нельзя говорить о том, что в стране что-то стимулирует спрос. Если мы видим повышение покупательной способности, оно отражается только на отдельных группах продуктов питания, как самых необходимых товаров», — объяснил экономист.
Раньше, говорит он, граждане покупали много всего к недорогим хлебу и молочным продуктам. Это и позволяло существовать магазинам за счет продажи ассортимента. Сейчас же некоторые сети супермаркетов продолжают ставить реальные скидки на какие-то продукты. Но люди стали покупать очень узкий перечень товаров.
Ничего, кроме хлеба и молочки
Так, маржа от продажи хлеба ранее была 15%, нынче — 30-40%. Поскольку кроме хлеба и мясомолочки почти ничего не покупается. Скидки же к праздникам на единицы товара зачастую являются круглогодичными и просто время от времени обновляются.
Его исследования показывают, что дни, подобные Хэллоуину, могут локально повысить спрос — в отдельных магазинах на очень узкую группу товаров. Не больше.
Алексей Дорошенко настаивает, что круг людей в Украине, которые бы весело справляли в ресторанах и ночных клубах тот же «день всех святых», не так уж велик. Или же так: люди всегда найдут повод сходить в приличное заведение расслабиться и поразвлечься. Просто они могут себе это позволить раз в месяц-два.
Студенты — отдельно, большие бюджеты — отдельно
«Я бы не сказал, что кто-то из бизнеса рассуждает о том, что некие праздники могут повлиять на их продажи. Если мы говорим о ресторанах классом средний/средний+, то там из этих праздников мы ничего не видим. Более низкий сегмент — к примеру, в студенческих локациях — проводит праздничные мероприятия. Но если разложить посещения по году, оказывается, что люди пришли в заведение раз в месяц, как и раньше они это делали. А днем похода они избрали какой-то праздник», — резюмировал финэксперт.
Яна Ахметова подтверждает обоснования Дорошенко, говоря, что ее заведение каждые выходные устраивает хорошие мероприятия с большим бюджетом. Поэтому, праздники это всего лишь повод «потусить».