Этими людьми могут стать глава фракции «Слуги» Давид Арахамия, первый замглавы фракции Александр Корниенко, главы почти всех комитетов, почти все замы глав фракции. Это люди либо давно уже близкие к Зеленскому (группа «Квартала»), либо прошедшие с командой всю президентскую кампанию.
Поговаривают, что депутаты из списка «СН» недовольны беззаботностью и бестолковостью новеньких депутатов-мажоритарщиков, не имеющих опыта в политике. Мало того, они чувствуют себя уже независимыми от влияния Зеленского. По слухам, в «Слуге народа» уже находятся 30 «казачков» от олигарха Игоря Коломойского, которого все еще связывают с Зеленским. Вдобавок черновицкий предприниматель Илья Павлюк собрал то ли 20, то ли 70 своих сторонников.
Спикер Верховной Рады, формально внефракционный, Дмитрий Разумков отрицает эти слухи. А Владимир Зеленский обещает через год распустить свою партию, если в ней продолжатся склоки. Впрочем, эта тема уже не свежа. Она была поднята еще в середине сентября.
Потребность в железной руке
«Сейчас мелькают новости о том, что, дескать, (олигарх Игорь) Коломойский готовит партийные проекты под (депутатов от «Слуги» Максима) Бужанского и (Александра) Дубинского разновекторной идеологической направленности: первый будет «мягковатный», второй — борцуном за справедливость. Но мне кажется, говорить об этом преждевременно. Не тот рейтинг, не та величина», — размышляет руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
Потеря 6-7% из 73% личного рейтинга Зеленского — тревожный сигнал, однако не фатальный, считает он. В то время, как для любого другого украинского политика, чей средневзвешенный рейтинг равняется 15-20%, падение на 6-7% было бы крахом и репутационной катастрофой. «У Зеленского сейчас 66% поддержки, причем при подушке в 35% в виде тех, кто готов год и более ждать от президента результатов его деятельности. Ниже, я думаю, он не упадет», — уверен политолог.
При этом, добавил он, очки, которые теряет Зеленский, не переходят к его главному врагу Петру Порошенко. Он по-прежнему остается токсичной фигурой, и перспектив у его политсилы «Европейская солидарность» вновь стать лидером эксперт не видит.
«Это означает, что либо Владимир Зеленский начнет железной рукой наводить порядок в своих рядах, либо, если он пустит все на самотек, кризис и раскол к весне неизбежны», — предполагает Золотарев.
Распри в украинской политике начинаются традиционно в ноябре, а в феврале-марте выходят на пик. С приходом тепла ссоры идут на убыль. Кроме того, срок «медового месяца» у «слуг народа» исчерпает себя, уверен политолог.
Участие — залог успеха
В партии «Слуга народа» не может быть раскола, так как партии не существует, она только-только начинает партийное строительство. Корректней говорить о спорах и чистке внутри парламентской фракции «Слуга народа». Такого мнения придерживается руководитель информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
«Этот процесс я бы назвал структурированием. Мне слабо верится, что он может привести к тому, что во фракции останется 100 или 150 человек. Эта фракция доминирующая, и участие в ней является залогом доступа к тем ресурсам, которые предоставляет депутатство», — считает политолог. Выйти из «Слуги народа» можно, если кем-то со стороны были предложены более выгодные условия, в первую очередь материальные.
Одна из причин структурирования фракции, по словам аналитика, кроется в необходимости преодолеть аморфность и избавиться от случайных людей, которые каким-то образом попали в Верховную Раду. Структурирование происходит и на основании материального интереса нардепов. Например, 20-30% принятых «Слугой народа» законов являются лоббистскими, которые принимаются четко в интересах субъектов хоздеятельности.
При этом, уверен Рудяков, в этом деле принимают участие и внешние силы, так как само украинское государство — это страна-клиент, которая находится под глубоким внешним управлением. «Наши олигархи не могут объединиться, и им в разрозненном состоянии противостоять внешнему влиянию гораздо труднее, чем если бы объединилась хотя бы половина из них», — сказал эксперт.
Он уверен, что противоборствующим группам в правящей партии не удастся создать альянс в силу разных интересов и через год все закончится роспуском Рады, который и обещал Владимир Зеленский. «Структурирование проходит мимо Зеленского. Борются между собой силы, которые не зависят от него. Нет реального ядра, которое работало бы на президента, кроме (спикера ВР) Дмитрия Разумкова и 5-6 людей, что сами по себе», — видит Рудяков.
Спокойная атмосфера
Эксперт ОО «Слово и Дело» Валентин Гладких убежден, что в «Слуге народа» пока нет текущих глубоких и потенциальных конфликтов.
«Полифония взглядов необязательно ведет к развалу или конфликтам. Это все зависит от культуры дискуссии, от того, насколько депутаты способны согласовывать свои интересы», — считает политэксперт. При этом, если у нардепов «Слуги» во время переговоров будут доминировать личные интересы, это усилит негативные тенденции в политической силе. Но, несмотря на «деятельность отдельных персонажей», по информации Гладких, в «Слуге народа» господствует довольно спокойная атмосфера.
Однако же конкуренты провластной партии, которые больше всего качают тему о перевыборах вследствие раздробления «Слуги» и мечтают взять реванш в ходе досрочной избирательной кампании, с высокой долей вероятности ничего после выборов не получат.
«Рейтинг Зеленского подрос на Западной Украине. А там чей электоральный регион? Жаркая конкурентная борьба тогда в этом регионе образуется между «Европейской солидарностью», «Голосом», плюс «Свобода». Так что легкой прогулки под лозунгом «Зеленский обвалился, а мы зайдем» не случится», — подчеркнул аналитик.
Новое — не значит эффективное
Членам команды Зе, которые реально хотят отделиться в новую политсилу, стоит восстановить в памяти случай, произошедший с «Оппозиционным блоком» в прошлом созыве. Тогда «ОппоБлок» исключил из фракции Сергея Левочкина и Юрия Бойко. Вместе с тем фракция не исключила из своего состава людей, ориентированных на Бойко. В противном случае уволенные члены фракции могли бы создать «депутатскую группу».
«Эта фракция должна разделиться на приблизительно равные части. Иначе часть, обладающая преимуществом, будет исключать других», — говорит аналитик.
Таким образом, он не видит юридических причин для роспуска Рады. Не ясно, с кем потом «СН» создавать коалицию. Не ясно, как будет оформлен процесс фрагментирования. Тем не менее как только фракция «уходит» своих членов, они становятся свободными агентами. Далее они могут за деньги и с удовольствием стать членами какой-то другой фракции. То есть «тушками».