Можно было бы предположить, что не столь уж многочисленные активисты С14 просто затерялись в тысячных толпах митингующих, но ведь и интернет-ресурсы организации и ее координаторов (в Facebook их все капитально забанили, но есть Telegram-каналы) ничего не сообщают об их участии в уличных акциях. А сообщают совсем о другом.
«C14 оформляется в политическую партию», — вынесено в заголовок материала, опубликованного 3 октября «Левым берегом» и оперативно размещенного в Telegram лидером организации Евгением Карасем. Собственно, на его небольшом комментарии материал и построен: «Да, мы будем регистрироваться как партия. Сейчас изучаем доступные варианты относительного того, как юридически получить партийную структуру. Больше всего привлекает вариант сбора подписей и регистрацию с ноля».
О партии Карась сообщил «Левому берегу» немного: «По его словам, к руководителям движения С14 решили присоединиться ряд других национал-политических и ветеранских организаций, то есть речь идет не о просто о переименовании… Среди основателей новой партии он назвал бывшего депутата Верховной Рады Юрия Бублика, депутата Хмельницкого райсовета Виктора Бурлика, депутата Чечеловского районного совета Кирилла Дороленко, руководителя «Союза ветеранов войны с Россией» Андрея Медведько, Сергея Мазура из «С14», Николая Панченко из «Образовательной ассамблеи», львовского общественного активиста Антона Петровского».
Примерно половина упомянутых — это уже члены С14 и аффилированных с ней проектов («Союза ветеранов войны с Россией», «Образовательная ассамблея»), перечисление которых — это некоторое лукавство для произведения эффекта. Да и упомянутый отдельно Кирилл Дороленко, еще несколько лет назад возглавлявший отделение «Свободы» в Днепропетровске, ныне состоит в С14 и в июне уже излагал журналистам позицию днепровского отделения организации по поводу сноса памятника Георгию Жукову в Харькове.
Прочие — политики самостоятельные, но в основном уже давно «подтянутые» к С14.
Юрий Бублик, две каденции пребывавший в Верховной Раде (2012—2019), изначально так же как и Дороленко входил в «Свободу» и даже с 2011 года возглавлял ее Полтавское отделение. Но осенью 2015 года покинул партию и ее фракцию в парламенте по причине «слабой кадровой политики» и «авторитарной модели управления» (лидер партии пытался влиять на ее региональные отделения, а полтавское успешный бизнесмен Бублик рассматривал как свою личную вотчину), после чего недолгое время входил во фракцию Блока Петра Порошенко, а потом стал независимым депутатом.
18 мая этого года Бублик участвовал в Полтаве в акции «Кто заказал Катю Гандзюк?», изначально инициированной С14, к которой затем подтянулись «Нацкорпус» и «Сокол» (молодежная организация «Свободы»).
Выходцем из «Свободы» является и Виктор Бурлик. Изначально возглавлявший «Сокол» в Хмельницкой области, в ноябре 2017 года он со своими сторонниками создал новую организацию более радикального толка — «Феникс». «Феникс» изначально тесно сотрудничает с С14 (как центральным киевским, так и ближайшими отделениями — например, винницким) и явно ориентировался на организацию Карася как на образец.
На презентации «Общества будущего» Бурлик присутствовал — сидел в первом ряду, слушая выступавшего Карася, а затем и сам вышел выступать с микрофоном.
Наконец, Петровский все последние годы известен как лидер львовской ячейки Добровольческого движения ОУН, созданного в 2015 году бывшим командиром «батальона ОУН» Николаем Кохановским.
Однако от всех перечисленных праворадикальных организаций «Общество будущего» резко отличается подчеркнуто умеренным обликом. Никаких черно-красных флагов, крестов и «волчьих крюков», никаких боевиков в камуфляже (среди десятков бывших на съезде резко выделялся мужчина в военной форме — судя по шеврону с летучей мышью, относящийся к военной разведке) — молодые ребята и девушки, одетые как офисный планктон. Даже хмельницкий драчун-радикал Бурлик оделся в модный пиджачок.
Подобные примеры внешнего «обновления» ультраправых известны — например, это сотрудничающая с «Нацкорпусом» хорватская «Генерация обновления», созданная опять-таки молодыми честолюбивыми выходцами из Хорватской чистой партии права, прямо апеллировавшей к наследию усташей.
«Старые» ультраправые не только изрядно надоели избирателям, но и, кроме того, просто банально «не попадают» в мир образов современной образованной молодежи. Далеко не все националисты мечтают ходить строем в камуфляже, многим ближе облик модных американских alt-right'ов, сидящих на имиджбордах в Интернете или выступающих на сходках хипстеров. Пока что на Украине эту нишу заполняет партия «Демократическая секира».
Карась же давно метит в депутаты, хотя бы городского совета. Процитирую январский репортаж журналистки TheБабель о деятельности С14: «Евгений Карась не скрывает, что хочет в политику, потому в открытых списках заинтересован лично. Еще в 2010 году он стал членом ВО «Свобода», а в 2014-м баллотировался от этой политической силы в депутаты Киевского совета, но не прошел и покинул ряды свободовцев. Сейчас Карась как лидер «С14» снова ведет переговоры со «Свободой». И это снова окончилось ничем — ввиду объединения на выборах Тягнибока с «Нацкорпусом» Карасю (враждующему с последним) пришлось уйти в сторону.
Сейчас же кризис существующих ультраправых партий, собравших на досрочных выборах в Верховную Раду довольно скромный результат, и победное шествие популистов на Украине открывает возможности для новых политических проектов. А на горизонте — местные выборы 2020 года (которые Зеленский пытается перенести с октября на апрель), в том числе и в Киеве, где можно будет потеснить и «свободовцев»…