Там вдали, за рекой свободовцы напали на Павку Корчагина. «Проклятье человечества» и Островский

Есть такие точки на карте, возле которых и многоточие неуместно - такова Шепетовка с музеем Николая Островского, прообраза и творца образа молодого революционера столетней давности Павки Корчагина
Подписывайтесь на Ukraina.ru

В Шепетовке работники культуры пытаются отстоять музей ОстровскогоРаботники культуры Шепетовки из-за постоянных атак местных депутатов ВО «Свобода» и радикалов вынуждены были обратиться за помощью в Министерство культуры Украины с призывом сохранить уникальные музейные комплексы советской эпохи: Кмитовский музей советского искусства и музей Островского
Как же получилось так, что представители политической партии "Свобода" выступают за закрытие и чуть ли не снос музея, посвященного одному из самых пламенных литературных героев, боровшегося за свободу?

Наверное, так же, как получилось переименовать улицу имени подпольщика Ивана Кудри в улицу имени сенатора Джона Маккейна — закон о декоммунизации, как говорится, в помощь. Но в случае с памятью о парализованном писателе нападки "свободовцев" выглядят особо кощунственно.

Сказать, что этот городок — пуп земли, можно, но доказательств будет немного. Конечно, некоторые вспомнят, что здесь родилась четвертый председатель Совета Федерации России, здравствующая и поныне Валентина Матвиенко. Другие вспомнят, что здесь родился известный ассириолог Айзик Вайман, предложивший дешифровку протошумерской письменности. Но для большинства, незнакомого с клинописью и законодательной деятельностью Валентины Ивановны, главным памятным местом Шепетовки является музей Николая Островского. По крайней мере, автор на это очень надеется.

Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского был основан в Шепетовке в 1946 году, а в 1974-79 годах возведено трёхэтажное круглое здание музея по индивидуальному проекту архитекторов М. Гусеева и В. Суслова методом народной стройки, идею которой подхватили комсомольцы всего Советского Союза. По представлению ЮНЕСКО в 1989 году музей Островского в Шепетовке занесён в международный каталог «Музеи мира» как уникальный памятник архитектуры.

"Трехэтажное здание круглой формы, построенное из камня и металла, покрыто смальтой красного и черного цветов. Художественно-монументальное оформление экспозиции разработал художник А. Гайдамака. В вестибюле представлен бюст Н. Островского работы скульптора В. Корнева. Основная экспозиция развернута на третьем этаже. Экспонаты находятся в черных кубах, закрепленных на рельсах. Над кубами размещены пространственные композиции из различных вещей, соответствующих эпохе и тематике стендов. Представлены фотографии, документы, мемориальные вещи, издания произведений писателя и иллюстрации к ним. Музей расположен на возвышенности, все подступы к нему красиво выложены булыжником, который, кроме оригинального дизайна, к сожалению, создает серьезные неудобства при передвижении людей с ограниченными возможностями. Здесь же, на площади, высится монументальный памятник Н. Островскому".

Сейчас, соответственно историческому моменту, на сайте музея — информация о погибших участниках АТО со стороны Украины. А еще — выставка "Символ твоей свободы. 100 лет Государственного герба Украины". А еще — вечеринка ко дню святого Валентина и выставка по поводу возвращения украинских моряков — участников инцидента в Керченском проливе. А также экскурсия к 115-летию со дня рождения писателя (который, кстати, 29 сентября) с депрессивным названием "Между тенями прошлого". И ни одной ссылки на фильмы "Как закалялась сталь"! А ведь даже сама история экранизации произведения — уже повод охватить весь период советского кинематографа на ярких примерах.

Один из фильмов был снят в то время, когда немцы стояли под Москвой, и вышел на экраны в 1942 году. Следующий фильм назывался по имени главного героя — "Павел Корчагин", и вышел в 1956 году.

А вот в 1973 году была снята, наверное, самая известная в СССР лента по роману, главную роль в которой сыграл Владимир Конкин. Безусловно, лента пропагандистская — она пропагандировала подвиг. Замечательную песню "Там вдали, за рекой" в этой киноверсии, что интересно, исполнял муж превозносимой ныне в Украине ура-патриотки Ады Роговцевой и так ненавидимой в Донбассе за поддержку ультраправых добровольческих батальонов — Констанин Степанков.

Талантливый был, кстати, актер — он еще замечательно сыграл Сидора Ковпака (кто не знает это имя, тот может вообще не читать этот текст).

А китайские товарищи в 1999 году произвели 20-серийный (!) фильм "Как закалялась сталь". Безусловно, эта картина претендует не только на просмотр, но и на прослушивание — еврейские граждане в некоторых моментах говорят на чистейшем мандаринском языке, да и остальные лица — весьма активно и удачно старающиеся не быть похожими на китайцев.

Вообще, если говорить о личности автора романа "Как закалялась сталь", то надо признать особую ценность его свидетельств как непосредственного участника так называемых внутрипартийных конфликтов, особую остроту приобретавших на фоне вооруженной войны на западе России — нынешних украинских землях. И некоторые неприглядные — с точки зрения партийного руководства — факты скрывались в СССР десятки лет. Поэтому, на месте "свободовцев", регулярно посягающих на историческую память, можно было бы использовать свидетельства Островского как оружие против советской власти. Но, видимо, для "прошитых мозгов" — это сверхусилие. Поэтому музей лучше закрыть, а памятник снести.

О сути нападок на культурный объект уже писало издание Украина.ру, поэтому здесь не стоит останавливаться подробно на этом неприглядном явлении — много чести для его инициаторов. Больше в этой ситуации интересует позиция сотрудников музея и культурной общественности. Которая уже поднаторела в прениях за Кмитовский музей советского искусства и теперь готова доказывать ценность аналогичного объекта, ибо: "Мы говорим Островский — подразумеваем Корчагин. Мы говорим Корчагин — подразумеваем Островский".

Обыкновенный нацизм. Переформатирование сознания украинцев в действииПараллельно с предвыборным томос-туром Петра Порошенко на Украине начались захваты храмов канонической УПЦ. Как сообщается, восемь десятков только за одну неделю. Однако цель переформатирования народного сознания куда глубже, нежели просто смена религиозного центра
Поэтому нападки на музей в Шепетовке — это нападки на все то молодое, бескорыстное, самоотверженное, которое искренне хотело построить самое справедливое общество на земле — общество рабочих и крестьян. И в этом безудержном хотении способно было отдать самое дорогое, что у него было — здоровье и жизнь. Способны ли нынешние украинцы отдать память о том поколении реваншистам от национализма — вопрос времени. Которое доказывает то, что ничего не доказывает, но многое позволяет.

"…Фашизм безнадежно попытается разгромить нашу страну. И вам, второму поколению комсомола, придется грудь с грудью столкнуться в последнем и решительном бою с этим проклятием человечества…. И когда надо будет взяться за оружие, то вы покроете себя неувядаемой славой и укрепите своими руками красные штандарты в Варшаве и Берлине, там, где мы не смогли их укрепить в 1920-м. Борьба продолжается…. " (письмо Н. Островского от 13 марта 1935 г. к комсомольцам аммиачного завода г. Березники)

Рекомендуем