- Борис, что могут обсуждать Зеленский с Трампом на предстоящей встрече? Компромат на Байдена?
— Если встреча произойдет, то все прекрасно понимают, что нужно держать язык за зубами, — ни о каких компроматах на Байдена речи быть не может. Просто все видно, все проницаемо. Нельзя сохранить информацию в тайне.
Идет настолько фантастическая утечка, что нужно быть максимально осторожным. Непонятно, откуда пошел слив в «Вашингтон пост». Лично я сомневаюсь, что слив организовал Зеленский.
Скорее всего, это сделал кто-то из окружения Трампа, либо спецслужбы, которые прослушивают телефонные разговоры.
- А какие спецслужбы? Американские?
— Конечно, но, возможно, и украинские. Может, кто-то, условно говоря, стоял за спиной Зеленского, и этот человек необязательно был верен Зеленскому. Но я сомневаюсь, что это сам Зеленский. Но речь идет о ком-то, кто так или иначе присутствовал при этом разговоре и не сохранил информацию в тайне.
Так или иначе, встречаться еще раз с Зеленским и рисковать импичментом Трамп не будет. Но сам импичмент против Трампа из-за давления на другую сторону из-за обеспечения преимущества над своими политическими конкурентами так или иначе будет запущен.
Это сейчас главная тема, что в Америке, что в Европе.
Даже умеренные демократы, которые не хотели импичмента, хотя считали, что Трамп заслуживает его, но все-таки это опасно для стабильности страны. После доклада спецпрокурора Роберта Мюллера они этого не хотели, но сейчас они склоняются к тому, что этого уже нельзя избежать. Просто левое крыло демократов давит на центр Демократической партии, а центр, в свою очередь, склоняется к тому, чтобы запустить импичмент.
- Насколько реально, что процедура импичмента, если ее запустят демократы, будет доведена до конца, то есть она закончится отстранением Трампа от власти?
— Разумеется, эта процедура не будет доведена до конца, но сам факт ее начала со всеми вытекающими обстоятельствами — вызовами повесткой, созданием специальной комиссии — приведет к серьезному ухудшению положения Трампа в избирательной кампании. Тем более что она не идеальна — Трамп уступает своему конкуренту по основным рейтингам.
И в этой ситуации разговоры с Зеленским не могут касаться вот этих скользких тем. Поэтому на встрече с украинским президентом Трампу придется пообещать ему военную помощь без всяких условий, связанных с Байденом. Наверное, он будет рассчитывать на понимание Зеленского, чтобы тот со своей стороны без дальнейшего напоминания ему помог.
- Россия каким-то боком там будет обсуждаться?
— Встреча не будет носить хороший для России характер. Просто она будет сопровождаться какими-то щедрыми военными посулами Украине.
Наверное, какими-то заявлениями, что мы с вами в одной упряжке. Конечно, Трамп может взбеситься, если передавят демократы. Мне кажется, для Трампа сейчас выгоднее не форсировать ситуацию с Зеленским, не давить на него ни с какой целью — ни начать переговоры с Россией, ни возбудить уголовное дело против сына Байдена.
Это ему политически невыгодно. Этот скандал ему может дорого стоить — уж точно перевыборов.
Понятно, что вина Байдена в тысячу раз больше, но с другой стороны — Байдена легко убрать, так как он не занимает никакой должности, а Трамп занимает официальный пост.
- Трамп заявил в прошлую субботу, что Европа должна больше помогать Украине. Призыв, понятное дело, обращен к Германии и Франции. США помогают по военной линии, а Германия и Франция, таким образом, получается, по экономической. Значит, речь может идти об инвестициях. Но кто вкладывает в воюющую страну? Вкладывают в мирную страну. Можно ли в таком случае призыв Трампа к Европе интерпретировать как призыв к ней надавить на Украину с целью установления мира в Донбассе?
— Да, вполне так и может быть. Ваша интерпретация правильна. Надо настолько утопить Украину в объятиях, чтобы не возникало никакого желания отойти от «формулы Штайнмайера». Украине надо сделать выгодные предложения, чтобы она перестала играть на обострение, как она сейчас это делает. У Трампа этот мотив, безусловно, есть.
Ему невыгодно сейчас обострение ситуации на Украине. Достижение мира на Украине было бы для него одним из козырей для неопределившегося электората. Его электорат и так за него, а вот неопределившиеся избиратели могли бы положительно оценить усилия Трампа по установлению мира в Донбассе. Это был бы электоральный козырь.