Элементом выставки является красочное шоу, на котором в динамической экспозиции представляются как исторические локомотивы, так и современная продукция «Трасмашхолдинга» и группы «Синара».
ЛВ-0182
На одном из паровозов во время выставки этого года легко можно было рассмотреть табличку с надписью «Ворошиловоградский завод имени Октябрьской Революции». Табличка принадлежит локомотиву ЛВ-0182, выпущенному в Луганске в 1956 году.
Паровозы серии «ЛВ» («Л» Ворошиловоградский) являлись дальнейшим развитием легендарной «Лебедянки» — паровоза «Л». Другое название этой модели — «ОР-18» (паровоз завода им. Октябрьской Революции с нагрузкой на рельсы в 18 тонн).
ЛВ — один из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса») и последний магистральный паровоз, разработанный в СССР. В 1956 году XX съезд КПСС постановил прекратить выпуск паровозов в стране и перейти на электрическую и тепловую тягу.
Паровозы серии «Л» считались очень совершенными, однако их эксплуатация выявила некоторые недостатки. В частности, он был несколько перетяжелён и не имел задней поддерживающей оси, что снижало его манёвренность. Доработкой паровоза занялось КБ Ворошиловоградского завода во главе с Павлом Шаройко. Испытания модернизированного локомотива были завершены в 1952 году.
Всего было выпущено 518 ЛВ. Мощность паровоза достигала 2,6 тыс. л.с., а конструкционная скорость — 80 км/ч. На паровозе ОР18-01 удалось реализовать самый высокий среди всех советских паровозов коэффициент полезного действия — 9,27%. На основе этой модели был разработан китайский паровоз, находивший в эксплуатации до начала XXI века.
ЛВ-0182, вместе с другим паровозом этого типа — ЛВ-0522, приписан к станции «Подмосковная» Московской железной дороги (микрорайон «Аэропорт» города Москвы).
В 1956 году этот локомотив был отправлен на станцию Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги, где эксплуатировался до 1965 года, после чего был поставлен на консервацию (кстати, такие паровозы и сейчас находятся в резерве — на случай войны).
В 2009 году он был изъят со склада и в 2010 году восстановлен в депо Рославль. Бригаде машиниста Игоря Балашова пришлось потрудиться — ведь многие детали ЛВ и более массовой «Лебедянки» не взаимозаменяемы, а паровоз простоял на консервации более четырёх десятилетий…
В 2012 году впервые принял участие в динамической экспозиции на Щербинке (тогда праздновалось 175-летие РЖД).
Паровоз эксплуатируется — он водит ретропоезд «На паровозе — в небо» по маршруту Москва — Монино (в этом городке находится музей ВВС с богатейшей коллекцией серийных и экспериментальных летательных аппаратов).
СО17-3241
Паровоз «Серго Орджоникидзе» был разработан в 1934 году в КБ Харьковского паровозостроительного завода во главе с Павлом Шаройко.
Необходимость в этом паровозе возникла из-за того, что мощные паровозы серии «ФД» нельзя было производить и ремонтировать на старых мощностях, а паровозы дореволюционной серии «Ф» надо было чем-то заменять.
В результате получился «промежуточный» паровоз, меньшей длины (12,6 против 15,9 м.) и меньшего веса (105 против 145 т.) чем «Федя».
В 1934-51 годах на шести заводах было выпущено несколько меньше 4,5 тыс. паровозов такого типа. Кстати, именно «Орджоникидзе» установлен в виде памятника перед проходной завода Октябрьской Революции в Луганске.
Представленный в Щербинке локомотив был произведён в Луганске в 1948 году и работал на Приднепровской магистрали. В 1991 году его передали во ВНИИЖТ, а в 2017 году восстановили до работоспособного состояния и приписали к станции «Подмосковная». На показе 2019 года он представлял состав военной поры — две теплушки и платформа с пушкой ЗиС-3.
ТЭ3-5524
ТЭ3 — тепловоз с электрической передачей, 3-я разработка Харьковского завода транспортного машиностроения. ХЗТМ (сейчас — завод им. Малышева) — бывший Харьковский паровозостроительный завод, за проходной которого скрывались завод №75 — место рождения дизеля В-2, и №183, самой известной продукцией которого был танк Т-34.
Тепловоз был разработан в 1950-52 годах в КБ завода им. Малышева под руководством Александра Кирнарского для замены паровозов серии ФД. В 1955 году производство тепловозов было развёрнуто на трёх завода (в Харькове, Луганске и Коломне). Всего до 1973 года выпущено 6,8 тыс. таких локомотивов, в результате чего он стал самым массовым советским тепловозом. ТЭ3 имел два дизеля по 2000 л.с. и развивал скорость до 100 км/ч.
ТЭ3 был первым мощным тепловозом для дальних перевозок. Машинисты называли его «Ласточка» и «Дракон», а стилизованное изображение ТЭ3 помещено на логотип футбольного клуба «Локомотив». В советском фильме «Шаг навстречу» роль машиниста такого тепловоза играет Евгений Леонов.
Тепловозы ТЭ3 начали массово списывать в 1980-х годах, однако они до сих пор остаются в эксплуатации как маневровые и карьерные локомотивы, а также на линии «Северного широтного хода» на Ямале.
ТЭ3-5524 был выпущен в Луганске в 1965 году и приписан к станции Абакан-II Красноярской железной дороги. До последнего времени он использовался в местных перевозках, а в 2012 году был отреставрирован для участия в динамической экспозиции в честь 175-летия РЖД.
И ещё исторической экспозиции
Разумеется, в динамической экспозиции демонстрировались не только эти машины.
Был показан самый старый из находящихся в ходовом состоянии российских локомотивов — паровоз серии Ь («Ерь») №2012, выпущенный 1897 году на Коломенском заводе. Он эксплуатировался на Владикавказской железной дороге, а до 1985 (!) года — в депо Рославль, где потом был установлен как памятник. Восстановлен до ходового состояния в 2017 году (до этого самым старым был паровоз Ов выпуска 1905 года).
Паровоз Оп-7587 относился к самой массовой серии российский паровозов («О» — основной, «п» — с пароперегревателем). Выпущен в 1907 году на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, работал на Приволжской железной дороге, в 1970 году установлен в Брянске как памятник, а в 2018 году восстановлен до ходового состояния.
Спарка паровозов Эу-699-74 и Эм-710-46. Паровоз серии «Э» был разработан в 1909 году Вацлавом Лопушинским и производился с 1912 до… 1957 года! Всего было выпущено свыше 10,8 тыс. паровозов пяти модификаций.
Паровоз Эу-699-74 построен в Луганске в 1929 году. Работал на Московско-Курской, Горьковской и Белорусской железных дорогах, во время войны в третьей колонне особого резерва. С 1964 года на консервации, в 1999 году восстановлен до ходового состояния.
Эм-710-46 построен в Луганске в 1931 году. Также до 1990 года находился в Белоруссии, а в 2019 году — восстановлен.
Паровоз ФД-20-2109 («Феликс Дзержинский») был разработан в 1931 году всего за 170 дней. Именно под производства этого мощного (до 3 тыс. л.с.) локомотива производилась реконструкция Луганского паровозостроительного завода до мощности крупнейших американских производителей. №20-2109 был построен в Луганске в 1938 году, работал на Северо-Кавказской железной дороге, а в 1988 году установлен в виде памятника. В 2019 году восстановлен до ходового состояния в депо Тихорецкая.
Паровоз 9П-19499 — маневровый паровоз-танк (т.е. укороченный паровоз без тендера, у которого запас угля и воды возится на себе) построенный на Муромском паровозостроительном заводе в 1954 году. Тоже связан с Украиной — работал на Приднепровской железной дороге. Отремонтирован в 2014 году и используется на станции «Подмосковная» по основному назначению.
Паровоз Су213-58 связан с Донбассом — до войны он был приписан к станции Дебальцево-пассажирское, а после — к Краснодару и Ростову. Паровозы типа Су («Сормовский усиленный») были разработаны в Коломне первые годы советской власти на основе старых паровозов серии «Св» и производились в небольшом количестве (чуть более 2,5 тыс.) в 1924-51 годах.
Конкретно №213-58 был построен в Коломне в 1938 году. В 1979 году поставлен на консервацию, в 2002 году установлен в качестве памятника в Нижнем Новгороде, а в 2017 году восстановлен в Санкт-Петербурге. На показе 2019 года он украшен цветами — такие паровозы привозили в 1945 году «составы Победы» на Белорусский вокзал.
Паровоз Л-2057 — эта «лебедянка» была выпущена в Коломне в 1953 году. Кстати, изначально паровоз, начатый производством в 1946 году, назывался «П» — «Победа», но в 1947 году, после получения коллективом создателей Сталинской премии, получил литеру «Л» в честь главного конструктора Льва Лебедянского. Интересно, что в звезду на лбу паровоза были вписаны изображения Ленина и Сталина, снятые в 1961 году в рамках той ещё декоммунизации. Паровоз эксплуатируется с ретро-поездами.
П36-0110 — локомотивы этого типа были последними в СССР пассажирскими паровозами. П36, называемый «Генерал» (за белые «лампасы» по бокам), был разработан в Коломне КБ Льва Лебедянского в 1950 году. Выпущено их было всего 250 штук, но, что достойно удивления, на 1976 год, когда паровозы этого типа уже были выведены из эксплуатации, их числилось 247. Действительно — надёжная машина. №0110 был построен в Коломне в 1955 году, эксплуатировался в Мелитополе и Днепропетровске, потом — на Восточно-Сибирской, Северной и Забайкальской железных дорогах. В 1986 году установлен как памятник, а в 2016-м — восстановлен до ходового состояния.
Электровоз ВЛ22м-1892 — модернизированный вариант электровоза ВЛ22. Первый крупносерийный (1,5 тыс. штук) советский электровоз, выпускавшийся в 1946-58 годах. №1892 был построен в 1958 году в Новочеркасске, эксплуатировался на Куйбышевской и Московской железных дорогах, а с 1992 года постоянно находится во ВНИИЖТ.
Электровоз ВЛ-85 — один из мощнейших в мире (свыше 1000 л.с. длительной мощности) грузовых локомотивов, строившийся в 1983-94 годах в Новочеркасске. Эксплуатировался, в основном, на сибирских линиях.
ВЛ — «Владимир Ленин». Интересно, на Украине их декоммунизировали или ждут, пока они сами декоммунизируются — от старости?
Из 16 исторических локомотивов, продемонстрированных в Щербинке, 6 построены на Украине, а ещё три эксплуатировались на ней.
Современность
А вот демонстрация современных российских локомотивов вызвала грусть. Если в 1991 году Украина производила 98% советских тепловозов, то сейчас не производит ничего, а электровозов днепропетровский завод за все годы независимости построил менее 60.
А тут «Трансмашхолдинг» показывает 2ЭС5 «Скиф», с российским асинхронным двигателем, «Синара» — 2ЭС7 «Чёрный гранит», потянувшешего на испытаниях поезд массой 12 тысяч (!) тонн. И, на закуску, совершенно жуткий трехсекционный 3ТЭ25К «Пересвет» производства Брянского завода ТМХ — три дизеля по более чем 4 тыс. лошадиных сил…