Как гласит сообщение НАБУ, представитель интересов частного ООО во время общения с заместителем министра ВОТ сообщил о проблеме, решение которой относится к сфере компетенции судебной ветви власти. Указанное ООО требовало консультации по поводу рассмотрения гражданского дела о взыскании долга с другого частного предприятия в его пользу. На это обращение замминистра сообщил, что за $100 тыс., используя свои связи, сможет обеспечить принятие необходимого судебного решения.
Также бизнесмену под застройку нужна была земля, относящаяся к памятникам культурного наследия. Грымчакпредложил свои «услуги» по обеспечению согласования проектной документации. Он якобы должен был обратиться к замгенпрокурора, чтобы тот повлиял на главу Кассационного гражданского суда (в составе Верховного суда), который, в свою очередь, может повлиять на судей этого же суда.
В связке с чиновником работал его шурин, по совместительству являющийся его помощником.
Разрешение на задержание Грымчака выдал Черниговский райсуд. Кстати, по делу об избиении в 2013 году активистки и экс-депутата Татьяны Черновол.
Адвокат госслужащего утверждает, что его клиент получил не $480 тыс. наличкой, а пачку календариков. Тем не менее бюрократу, который требовал $1,1 млн, светит от 5 до 12 лет тюрьмы. В этой коррупционной сделке замешан и ветеран АТО Алексей Гетьман.
Это была конспирация
Юрист Александр Климчук, объясняя, почему судебное решение о задержании было получено аж из Черниговщины и по делу Черновол, подчеркнул, что в показанной НАБУ схеме получения денег участвовали высокопоставленные лица. Например — замгенпрокурора и чиновник Киевской городской государственной администрации (КГГА), имена которых не названы.
«Знали о преступлении те подразделения служб, которые проводили оперативно-сопроводительные действия и следователь, проводивший сопровождение. Они, скорее всего, одним уголовным производством маскировали осуществление своих действий по другому. А правильно или неправильно, будут разбираться адвокаты», — предполагает Климчук.
Но такие дела, по его мнению, уже в суде не развалишь. Поимка Грымчака была глубоко проанализирована и продумана, а уголовные дела сыплются как раз тогда, когда негласные следственно-разыскные мероприятия (НСРМ) были подготовлены неправильно. Из практики Климчук знает, что чаще всего Служба безопасности систематически нарушает процедуру НСРМ. А поскольку она принимала участие в задержании, они могли иметь место и здесь.
Иногда не хватает опыта
«Что же до НАБУ, то видно, что оно как-то пытается поднимать свой профессиональный уровень, его работники пытаются действовать в рамках законодательства, читают законы», — сказал правозащитник.
Иногда им может не хватать опыта. Он разобрал недочёт НАБУ на примере официального заявления Бюро. Так, отмечает Климчук, он как обычный гражданин не имеет доступа к замминистру. А согласно заявлению, некий рядовой представитель частной фирмы пришел жаловаться на проблему к высокому чиновнику.
Такие же вопросы возникают насчет консультации у Грымчака. Почему этот человек консультируется не с адвокатами-специалистами, а с самим заместителем министра по оккупированным территориям? Ведь если уж давать взятку, то логичнее было бы давать ее, к примеру, замминистра юстиции.
«Скорее всего, это было лицо, которое уже имело при себе некие технические средства. Это лицо должно было подписать договор о негласном сотрудничестве с правоохранительными органами и уже приходило к Юрию Грымчаку, как к лицу, разговор с которым фиксировался на техсредства», — пояснил Климчук.
В этом случае, по его прогнозам, адвокаты замминистра наверняка начнут открывать криминальные производства за провокацию подкупа по ст. 370 УКУ. Это и есть ахиллесова пята правоохранителей.
Что-то пошло не так
Действия Юрия Грымчака были квалифицированы как мошенничество. Но почему органы не проследили движение денег до самого конца задуманной схемы? Ведь первый транш составлял эти $480 тыс., второй — $1,1 млн.
«По практике первой части денег следствие дает пройти, фиксируя, кому и когда эта сумма идет. В ходе НСРМ (видео/аудиоконтроль) узнают, с кем встречался подозреваемый, что передает. Потом сыщики позволяют пройти второму траншу, но в момент получения человека уже открыто задерживают, проводя далее обыски у всех тех, с кем взаимодействовал субъект наблюдения», — рассказал адвокат.
Значит, уверен он, что-то пошло не так и антикоррупционеры вместе с СБУ и ГПУ решили задержать чиновника раньше времени, дав понять, что других они задерживать не будут.
Календарики не спасут
Что касается утверждения, что Грымчаку «дали календарики, а не деньги», то Климчук сообщил, что не обязательно давать фигуранту реальные деньги. Чтобы зафиксировать преступные действия, достаточно просто подсунуть «специальные имитационные средства». Это у антикоррупционщиков, спецслужб и правоохранителей стандартная процедура. Чтобы не изымать из своих финансовых управлений настоящие деньги, тем более в таких размерах.
«Скорее всего, эти календарики были зафиксированы в протоколе о проведение негласных следственных действий. Потом календарики были переданы с некоторыми данными этому лицу (Юрию Грымчаку — ред.), и таким образом мы фиксируем, что эти деньги попали в руки этому лицу», — сказал Климчук.
Но есть неувязка
Но важно иметь в виду, сказал адвокат, что с момента обещания (и фиксации этого обещания на аудио- или видеозапись) совершить незаконные коррупционные действия чиновник становится коррупционером. А не мошенником. А мошенничество — это завладевание чужим имуществом. Календариками? Тогда это будет уже покушение на мошенничество. Тогда же эта статья повлияет на квалификацию дела и наказание.
«Значит, или следствие не смогло доказать до конца коррупцию. Или не смогли зафиксировать дальнейшую передачу денег другим должностным лицам и уже у них проводить обыски и изымать переданное», — предупредил Александр Климчук.
Политически обосновано и одобрено
С политической точки зрения можно смело заявлять, что новая власть Владимира Зеленского не только вытравливает остатки предшествующей, а еще и деморализует ее и привлекает к себе условных граждан-центристов, которые не голосовали ни за Зеленского (воспринимая его как проект олигархов Виктора Пинчука и Игоря Коломойского), ни за Порошенко.
«Мы видим 12 уголовных дел против Петра Порошенко, его допросы. Этим неустанно занимается Андрей Портнов. Но если бы была высочайшая команда саботировать эти процессы, этих 12 дел не было бы. Портнову же отказывали по формальным признакам. Если же производства бы заводили, они бы не расследовались», — сообщил директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.
Тот, кто хочет выжить
Но есть и люди, которые подвисли между небом и землей — судьи, прокуроры, различные силовики — поставленные на свои места прошлой властью. Теперь они хотят сохранить эти места за собой. А также — выслужиться перед новым начальством или подсидеть конкурентов и отомстить обидчикам. Все-таки осталось немало «полулюстрированных», или «недолюстрированных», или тех, кого хотели, но не смогли люстрировать. И они знают, что после чистки в органах освободится много мест.
«И это полностью соответствует запросам общества. Оно жаждет посадок, реальных тюремных приговоров деятелей власти — и прошлой, и позапрошлой, и нынешней. Политика для украинского обывателя — это грязное и преступное дело, которое должно наказываться. Дело Грымчака будет не первым и не последним», — объяснил Белашко.
Подвёл под монастырь
А по мнению политэксперта Андрея Кучера, вся эта заваруха — дело рук лидера «Европейской солидарности» Петра Порошенко, который нарочно подставил своего сторонника, чтобы превратиться в «защитника угнетенных». Он, несомненно, заявит, что идёт наступление не только на свободу слова, а оппозиционные к власти Владимира Зеленского политики и чиновники преследуются.