Дело в том, что именно в этот день в 1941 году бандеровцы приняли в этом городе «Акт провозглашения Украинской державы», в котором помимо прочего упоминалось, что их государство «будет тесно сотрудничать с национал-социалистической великой Германией под руководством вождя Адольфа Гитлера, создающего новый порядок в Европе и всём мире».
Вообще, название акции — «Марш тысячелетия Украинской державы» — изначально вызывало вопросы. Почему тысячелетия? Ведь даже вождь партии «Свобода» Олег Тягнибок на митинге, последовавшем за маршем вечером 30 июня, заявил: «Украинская держава имеет более чем тысячелетнюю историю! Она существовала со времен Святослава Храброго!»
Действительно, «более чем». Времена князя Святослава хорошо известны по летописям — родился в 942 году, погиб в 972 году. Это не тысячу, а примерно тысячу пятьдесят лет назад. В то же время хорошо известна дата, от которой можно уверенно отсчитывать существование Киевской Руси — договор князя Олега с Византией, заключенный в 907 году. То есть ну никак не получается тысяча лет, а как минимум на 50—100 лет больше.
Так почему же тысячелетия? Ради красивого слова? Или перед нами откровенная апелляция к «Тысячелетнему рейху» (TausendjIhrige Reich), как называлось государство, созданное в Германии нацистами? Сам термин, как указывается в справочниках, возник после речи, произнесенной Адольфом Гитлером в сентябре 1934 года, после «ночи длинных ножей»: «Эта революция достигла без исключения всего, что от нее ожидали… В ближайшие тысячу лет новых революций в Германии не будет!» При этом тысячелетие красиво «опрокидывалось» и в прошлое — создание единого централизованного государства в Германии традиционно связывалось с королем Генрихом I Птицеловом, правившим в 919—936 годах.
В пользу этого говорит такой момент — баннер с лозунгом был явно сверстан дизайнерами «Национального корпуса», а не «Свободы» (у них свой стиль и даже любимый шрифт). А в этой организации, выросшей на основе действовавшего в 2005—2014 годах «Патриота Украины», идеология достаточно явно апеллировала к нацистской. Вот несколько цитат (с сохранением лексики оригинала) из широко разошедшейся программной статьи вождя организации Андрея Билецкого «Украинский расовый социал-национализм — идеология организации "Патриот Украины"» (2007 год): «Из массы индивидуумов должна появиться Нация, а из слабого современного человека — Сверхчеловек… Весь наш национализм ничто — замок на песке, без опоры на фундамент крови, фундамент Расы… Кроме вопроса чистоты, мы должны обратить внимание также на вопрос полноценности Расы. Украинцы — это часть (причем одна из наибольших и качественных) европейской Белой Расы. Расы-творца великой цивилизации, наивысших человеческих достижений. Историческая миссия нашей Нации в это переломное столетие — возглавить и повести за собой Белые Народы всего мира в последний крестовый поход за свое существование. Поход против возглавляемого семитами недочеловечества… На протяжении своего существования Украинцы имели по меньшей мере две сверхдержавы — Великую Скифию и Киевскую Русь. Задание нынешнего поколения создать Третью империю — Великую Украину».
Отсылка к Великой Скифии (не имеющей никакого отношения ни к Руси, ни к Украине) явно призвана обосновать употребление термина «Третья империя» по отношению к государству, которое намерен построить Билецкий, а «рейх», собственно, по-немецки и есть «империя».
Вернемся к маршу, прошедшему вечером 30 июня во Львове (кстати, 30 июня 1941 года — дата начала масштабного еврейского погрома, устроенного в городе бандеровцами, вот и еще одна отсылка как к аутентичному нацизму, так и к озвученному ранее Билецким «последнему крестовому походу против возглавляемого семитами недочеловечества»).
Нельзя не заметить, что, хотя марш проводился от лица коалиции «Объединенные силы националистов» (включающей в себя «Свободу», «Национальный корпус», «Правый сектор»*, ОУН, Конгресс украинских националистов), представлены на нем участники коалиции было совсем не равномерно. При просмотре стримов, которые вели с марша и «Свобода», и «Национальный корпус», видно следующее.
Во главе колонны девушки в вышиванках несли портреты Степана Бандеры и Романа Шухевича, а несколько ребят — баннер с надписью «Украина превыше всего! Объединенные силы националистов» с номером списка в избирательном бюллетене (№21), символикой и надписями участников коалиции.
За ними — основная колонна, в начале которой несли баннер с надписью «Завершим дело героев!» и фотографиями атошников, под которыми было подписано «"Свободовцы", которые погибли за Украину». Сразу за баннером во главе колонны шли вождь «Свободы» Тягнибок и его заместитель Руслан Кошулинский, а рядом — вождь «Правого сектора»* Андрей Тарасенко и его заместитель Василий Лабайчук. «Национальный корпус» не был представлен там даже вождем львовской организации, и на завершающем митинге от партии Билецкого никто не выступал, зато после Тягнибока, Тарасенко и Кошулинского слово дали главе львовского отделения Конгресса украинских националистов, совершенно карликовой на нынешний момент партии.
Конечно, флаги «Национального корпуса» демонстративно присутствовали в начале колонны, но далее совершенно тонули в изобилии флагов «Свободы» и ее молодежного крыла «Сокол», «Правого сектора»* и аффилированного с ним «Тризуба имени Степана Бандеры»*. Но группа крепких ребят в футболках «Национальных дружин» подчеркнуто шла отдельно от всех, образовав в хвосте колонны собственный — с пустым пространством после прочих марширующих минимум на сотню метров — небольшую «коробочку» с тем самым баннером «Тысячелетие Украинской державы».
Опять же, если обратить внимание на контингент марша — много пожилых людей, много молодежи типично студенческого вида (молоденькие девушки в обтягивающих джинсах, худые сутулящиеся парни в вышиванках), с трудом подхватывающие лозунги — то видно, что он ощутимо отличается от контингента маршей «Национального корпуса» (сплошь крепкие парни лет двадцати, одетые в униформу, многие с татуировками, в футболках Svastone и с прочими атрибутами неонацистской субкультуры). По сути, это был марш «Свободы» и ее «меньшого брата» в лице «Правого сектора»* (характерно, что на митинге после шествия Тарасенко вышел после длительной речи Тягнибока, сказал несколько слов и ушел со сцены, сдав микрофон Кошулинскому), которому «Национальный корпус» дал небольшое количество участников и баннер с провокационным лозунгом.
Если первое время марш насчитывал максимум несколько сотен партийных активистов, то к концу шествие разрослось минимум до тысячи человек. Все-таки Львов еще с 1990-х годов — «столица украинского национализма», бандеровская идеология тут популярна, хотя последние лет пять лидерство в поддержке общества тут перехватил мэр Андрей Садовый со своей «Самопомощью», вытеснив националистов на вторые места. Но опять-таки, представителей неонацистской субкультуры, даже с учетом примкнувших в ходе митинга, было замечено мало, не было в их числе и футбольных ультрас (на основе которых созданы целый ряд региональных отделений «Национального корпуса»).
Достаточно стандартными были и лозунги, которыми с ехавшего в начале колонны пикапа со звукоусилительной аппаратурой «заводили» марширующих: «Бандера, Шухевич — герои Украины», «Вместе и до конца», «Один за всех и все за одного!» (позаимствован в начале 2010-х годов из России, где, в свою очередь, праворадикалы переняли его у фанатов московского «Спартака»), «Слава Украине! Героям слава!», «Слава нации! Смерть ворогам!», «Памятай, чужинец, тут господарь украинец», «Наша земля, наши герои», «Наша славна Батькивщина — это великая Украина!» и т.д. Из нового была разве что кричалка «Объединенные националисты».
Вопреки тому, что марш проводился в годовщину провозглашения Украинской державы, союзной нацистской Германии, на открывшемся после шествия митинга ведущий заявил, что участники шествия собрались, дабы чествовать память «героев, которые возродили (30 июня 1941 года. — Авт.) украинскую государственность и затем воевали на три фронта — против немецкого нацизма, советского коммунизма и польского шовинизма».
Идее возрождения украинской государственности было посвящено и выступление Тягнибока, который привел в пример целый ряд «держав», которые были предшественниками современной независимой Украины — от казаков Хмельницкого до «Холодноярской республики» 1918—1922 годов. Именно националисты, по его словам, и могут обеспечить сохранение независимости страны и отбросить врагов, для чего им необходимо пройти 21 июля в Верховную Раду. Иначе, по словам Тягнибока, «"Слуга народа", а на самом деле "Слуга олигарха", будет доминировать в парламенте, и туда залезут московские прихвостни, которые будут навязывать нам "русский мир"». Это уже привычная риторика, которую озвучивает с начала июня (еще до формирования коалиции со «Свободой») и Билецкий — только националисты смогут остановить «пророссийский реванш».
Остановить хотя бы даже и силой. Как заметил Тягнибок, многие либеральные и социал-демократические партии озвучивают сейчас близкие к националистам «ура-патриотические» лозунги, «но они не бойцы». А вот националисты — бойцы. Повоевав в АТО, они хотят вернуться в Верховную Раду, выборы в которую «Свобода» и «Правый сектор»* (у Билецкого тогда еще не было партии) с треском проиграли в октябре 2014-го. Вопрос в том, удастся ли им перехватить тогдашний электорат «Народного фронта», или же он уйдет к «Европейской солидарности» Петра Порошенко (успешно выступившего на президентских выборах именно на Западной Украине) и другим крупным партиям.
* Деятельность организаций запрещена в РФ