Думская. Здесь бывали Бунин и Кандинский: как молодая семья знаковый одесский дом восстановила

И снова наша постоянная рубрика «Неизвестные музеи Одессы». На сей раз «Думская» побывала в самом молодом и, пожалуй, самом необычном музее города. Официального статуса у него нет, как нет хранителя и вечно спящей на стуле, но все равно бдительной бабушки
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Немцы построят для украинцев музей «Революции достоинства»Музей «Революции достоинства» построят по проекту немецких архитекторов Яна Кляйхуса и Йоханеса Кресснера
Музей-студия «Парадная Буковецкого» открылся два года назад благодаря влюбленным в город одесситам — Алене и Владиславу Медведским.

Окрестности Нового базара. Роскошная историческая часть города, до которой, к сожалению, не доходит большинство туристов. С одной стороны, это неудивительно: рыночный колорит легко может оттолкнуть людей с тонкой душевной организацией. С другой — по своей значимости этот район не уступает Приморскому бульвару, Пушкинской или Канатной.

Здесь четырехэтажные доходные дома и украшенные богатой лепниной особняки известных одесских фамилий легко соседствуют с одно-двухэтажной застройкой — бывшими складами, магазинами и ночлежками. Одесса как она есть. Колоритная. Грязная и в то же время роскошная; провинциальная, но с претензией. Рынок соседствует с библиотекой, бордель — с храмом.

Сворачиваем на Княжескую — маленькую и уютную улицу, разительно отличающуюся от окрестностей Нового. На фасаде одного из зданий гордо красуется первая буква фамилии хозяина особняка Евгения Буковецкого.

Сто лет назад этот дом, благодаря своему незаурядному владельцу, стал своего рода эпицентром художественной и литературной жизни Одессы. Здесь гостили писатели Алексей Толстой и Корней Чуковский, творили художники Петр Нилус, Кириак Костанди, Василий Кандинский, здесь писал свои «Окаянные дни» Иван Бунин, и отсюда он навсегда покинул родину, не приняв советскую власть.

Нас встречает хозяйка музея, известная одесская фотохудожница Алена Медведская. Высокая дубовая дверь с вычурной ручкой открывается, и мы словно переносимся на столетие назад, оставляя за порогом Одессу образца 2019-го. В Доме Буковецкого — тишина, размеренность и спокойствие.

Вот как описывала свое первое посещение известного дома Вера Муромцева, супруга Ивана Бунина. Вряд ли мы напишем лучше:

«Хозяин повел нас наверх по широкой лестнице с красивыми деревянными темно-коричневыми перилами. Двухэтажный особняк Буковецкого внутри был весь обшит темным деревом. С просторной площадки небольшая дверь вела на балкон, рядом находилась уютная гостиная и огромная мастерская — почти во всю стену окно на север — с мольбертами, подрамниками и несколькими портретами. В этом особняке была и картинная галерея с произведениями хозяина и местных художников. Больше всего было этюдов. Но я не успела в этот раз ознакомиться с картинами».

Прошло больше ста лет. Читая эти строки, понимаешь главную заслугу Медведских — им удалось полностью воссоздать атмосферу той Одессы, тихой провинциальной гавани и одновременно главного конкурента столицы в плане светской и культурной жизни.

Пространство разделено на две части. Парадная — больше музейная. Со стен на нас смотрят портреты и пейзажи, повторяющие шедевры классиков Южнорусской школы. Отдельная экспозиция посвящена, пожалуй, самому именитому гостю этого дома — Ивану Бунину.

Проходя историческую часть, оказываемся в гостиной. Здесь создается современное искусство. Картины, правда, пишут не кистью, а объективом. Это фотомастерская. Наверное, в некотором смысле сам дом подсказывает Алене Медведской манеру съемки — глубокие и утонченные образы.

Она рассказывает историю создания музея:

«В определенный момент любой фотохудожник сталкивается с желанием иметь собственную мастерскую, — говорит мастер. — Мы начали искать помещение, но все, что нам предлагали, — это подвалы или цехи бывших заводов на окраинах города. Нам они были не интересны ни с творческой, ни с финансовой стороны. Мы стали смотреть старые квартиры».

Определяющими факторами при выборе дома стали его история и необычная атмосфера.

«Квартира была в совершенно другом состоянии, — рассказывает девушка. — Комната была разделена перегородками на три. Все было убитое, страшное. В потолках, которые зачем-то опустили, были дыры, все текло и гнило. В коридоре прямо на паркет был приклеен линолеум, части ступеней и резных перил не хватало, некоторые были испорчены Но вместе с тем, чудом сохранились окна, ставни, двери, полы, деревянная обивка в парадной. Мой муж историк, и стоило ему услышать, что здесь жил Бунин, он тут же загорелся. Мы купили квартиру и начали ее восстанавливать».

На реставрацию ушел год и сумма, равная стоимости квартиры. Чета восстановила фасад дома и арку, облагородила бордюры на тротуаре. Привести в порядок внутреннее пространство оказалось сложнее. Помогли картины и иллюстрации друзей Буковецкого, которые писали здесь портреты и натюрморты, тем самым неосознанно сохраняя для последующих поколений интерьеры особняка.

Мебель, соответствующую эпохе, скупали на Староконном рынке и через интернет. Реставрировали ее самостоятельно.

«Мы понимали, что нужны картины, — продолжает вспоминать Алена. — Начали покупать что-то для антуража, но потом нашли художника-студента, который написал копию работы Нилуса. Это подтолкнуло к созданию копий картин».

Но в музее живут не только копии. Прошлым летом здесь с успехом проходила выставка работ художников Южнорусской школы и их последователей, хранящихся в частных коллекциях. По словам Алены, музей понемногу обрастает экспонатами, а дом, как и много лет назад, привлекает людей культуры. Здесь проводят музыкальные, поэтические и фотографические вечера, мастер классы, читают лекции.

В планах Медведских — выкупить подвал дома и тем самым расширить творческое пространство.

«Моя мечта — это рисовальная мастерская, — рассказывает хозяйка Парадной. — Сейчас мы набираем первую группу. Возможно, если удастся выкупить подвал дома, будем проводить занятия там».

 

Источник

 

Рекомендуем