«Слуги народа» в мажоритарных округах. Математическая модель успеха

Одна из главных загадок предстоящих выборов – это результат кандидатов от «Слуги народа» в мажоритарных округах. Если партия выдвинет туда малоизвестных новых лиц (а известных в ее составе пока нет), то единственным шансом на успех становится хотя бы частичный перенос на ее кандидатов рейтинга нынешнего президента
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Сколько голосов необходимо для победы? На последних парламентских выборах победители  в мажоритарных округах  (всего их было 198, как и на выборах нынешних) в 32 случаях набирали свыше 50% голосов, в 10 — 45-50%, в 24 — 40-45%, в 27 — 35-40%, в 36 — 30-35%, в 32 — 25-30%,  в 31 — 20-25%. В шести случаях требовалось менее 20%. Но при этом ни один из победителей не набрал менее 17,99%. При этом от макрорегиона (Запад, Восток и т.д.) и типа местности (областной центр или периферия) результат победителей не зависел. Так, я предполагал, что в областных центрах для победы требуется меньше голосов, поскольку там, как правило, большее число кандидатов на округ и, следовательно, голоса распыляются. Это предположение не оправдалось. Например, в Киеве в 11 округах из 13 победители набирали свыше 30% голосов, при этом в 3 — свыше 50%.

Таким образом,  результат в 18-20%  делал победу возможной в 3% случаев (6 из 198), результат в 20-25% — в 19% (37 из 198) и т.д. Но если кандидат  набирает 40-45%, то правильней считать, что вероятность его победы будет не 79%, а близкой к абсолютной. Так, на выборах-2014 был только один случай, когда такого результата оказалось недостаточно, чтобы получить депутатство (неудачником оказался весьма известный политик Николай Катеринчук). Результат же свыше 45% приносил победу во всех случаях.

Теперь о результатах Владимира Зеленского. Его показатель первого тура — 30,24%. Но его поддержка была неравномерной. По итогам первого тура  можно было говорить о своеобразной «зеленой полосе», протянувшейся  с юго-запада на северо-восток по Одесской, Николаевской, Херсонской, Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской, Полтавской, Сумской и Харьковской областям, а также включившей Закарпатье. Здесь в абсолютном большинстве округов будущий победитель выборов набрал свыше трети голосов. Исключение составили лишь один округ из пяти в Кировоградской области), один из шести в Закарпатской, один из 14 в Харьковской (здесь Зеленскому не хватило до трети 0,08%), два из восьми в Полтавской области  и два из шести в Сумской. На остальной  же территории Украины было лишь три округа (в Киевской, Черкасской и Черновицкой областях), где будущий президент минимально превзошел порог в треть голосов (ни в одном он не дотянул до 34%).

В целом по стране  распределение  голосов за Зеленского было следующее. В одном округе, у себя на родине в Кривом Роге, он набрал свыше 50%, еще в 11 — от 45 до 50%, в 26 — 40-45%, в 36 — 35-40%, 22 — 30-35%, 48 — 25-30%, 27 — 20-25% и еще в четырех от 18 до 20%. В 23 округах, которые находятся почти исключительно в Галичине,  результат Зеленского был еще меньше. 

Если кандидаты-мажоритарщики от «Слуги народа» повторили бы результат президента в первом туре, они получили бы 12 мандатов в округах, где набрали свыше 45%, 25 в округах, где имели бы результат 40-45%, 24 в округах, где набирали бы 35-40%,  11-12 — там, где получили бы 30-35%, 16-17, — имея результат 25-30% и еще 5-6 в округах, где у них был еще меньший результат.

Общий результат в этом случае составил бы 93-96 мандатов, почти половину от общего числа разыгрываемых по мажоритарке. С нынешним рейтингом партии по партспискам такого показателя на практике должно было бы хватить для образования однопартийного большинства, поскольку привлечь к себе три десятка независимых мажоритарщиков было бы делом техники.

Однако такой вариант выглядит фантастическим, поскольку на Украине  голосование за мажоритарщиков носит в большой степени не идеологический характер. Да, немалая часть избирателей оказывается верной идеологическим предпочтениям, однако до сих пор результат выборов в округах определялся той критической массой электората, которая отдавала предпочтение состоятельному кандидату, убедившему избирателей в способности решать проблемы округа (а в ряде случаев и решавшему материальные проблемы части этих избирателей посредством обыкновенного подкупа). Так, в те годы, когда левые партии вроде КПУ были сильны, многие избиратели совмещали голосование за левую партию и кандидата-олигарха.  

Совмещение голосования одним избирателем за разные политические силы не является сугубо украинской особенностью. Например, известно, что в Германии на выборах в бундестаг в 1998 году 3,3% избирателей, проголосовавших за список Левой партии (тогда именовавшейся Партия демократического социализма), и 6,7%, проголосовавших за список «зеленых», поддержали мажоритарщиков от ХДС/ХСС. С другой стороны, 0,8% избирателей ХДС/ХСС поддержали «зеленых» мажоритарщиков и 0,2% — ПДС. (Статистика в данном случае абсолютно точная, так как, в отличие от Украины, в Германии каждый избиратель голосует одним бюллетенем: в левой части ставит отметку за одномандатника, в правой — за партийный список). В целом тогда у ведущих партий Германии наблюдался следующий процент совпадения в одном бюллетене голосований за партийный список и соответствующего одномандатника: ХДС/ХСС — 94,6%, СДПГ — 90,4%, ПДС — 73,8%, «зеленые» — 56,4%.

При этом избирательная система в Германии иная. Представительство той или иной партии в бундестаге определяется исключительно голосами, поданными за ее список, голоса за кандидата в округе влияют лишь на персонификацию депутатского корпуса. То есть в отличие от Украины  раздвоение симпатий избирателя не имеет практической значения.

В случае со «Слугой народа», возможно, корректным, как ни странно это на первый взгляд, окажется сопоставление с КПУ на последних домайданных выборах. Партия проходила в парламент исключительно за счет своего бренда. Так, она набрала весьма приличный результат по спискам — 13,2%, а на Юго-Востоке — заметно больше, но при этом не смогла взять ни одного мажоритарного  округа. В Запорожской, Николаевской и Харьковской областях (всего 28 округов) средний результат КПУ в округе составлял 20,9%, а результат кандидата от компартии в округе — 13,8%. То есть в среднем коммунисту-мажоритарщику удавалось удержать порядка двух третей избирателей своей партии.

Сейчас непросто говорить, насколько корректным оказывается такое сравнение. КПУ на тот момент была партией с четкой идеологией, солидным электоральным ядром и зачастую яркими, несмотря на их поражение, кандидатами. На тех выборах коммунисты как раз по мажоритарным округам  выставили многих кандидатов с немалым опытом депутатства в Раде. Эти обстоятельства говорят в пользу того, что процент совпадения голосов за Зеленского и кандидатов-мажоритарщиков от «Слуги народа» будет хуже, чем тогда у коммунистов.

Но есть и обстоятельства, работающие в пользу партии президента. Так, на волне его победы на выборах рейтинг «Слуги народа» подпрыгнул  почти до 40% (от определившихся и желающих участвовать в выборах). То есть, если кандидаты-мажоритарщики от партии Зеленского и наберут в среднем такой же результат, как и сам президент, это будет соответствовать 75% от результата его партии (если он совпадет с сегодняшним рейтингом). При хорошей организации кампании можно включить и другие факторы, — например, апеллировать к тому, что президенту необходимо свое большинство, поэтому надо голосовать за кандидатов от «Слуги народа» независимо от их известности. При этом скоротечность кампании и ее совпадение с отпускным сезоном не будет подталкивать избирателей к особым раздумьям. И бесспорно, у Зеленского немало фанатов, которые проголосуют за кандидатов от «Слуги народа» при любых обстоятельствах. Сколько их будет — это вопрос открытый. Но вот каких результатов можно ожидать при различных вариантах переноса рейтинга Зеленского на мажоритарщиков из его партии?

Так, если результат мажоритарщиков «Слуги народа» составит 80% от результата Зеленского в первом туре (или 60%) от нынешнего рейтинга его партии, то в стране окажется один округ, где эти кандидаты наберут свыше 40%, 13 — где они получат 35-40%, 38 — 30-35%, 42 — 25-30%,  47 — 20- 25%, и 15 — 18-20%. В сумме это дало бы партии 54 мандата — меньше, чем получил по мажоритарке БПП в 2014 (69), но заметно больше, чем добились все остальные политические силы. При сохранении нынешнего рейтинга во фракции партии окажется свыше 160 депутатов — больше, чем у БПП в лучшие времена.

Если же результат мажоритарщиков от президентской партии составит 70% от результата, позволившего Зеленскому выйти в финал (или немногим более половины от нынешнего рейтинга «Слуги народа»), то будет лишь один округ, где они получат более 35%, 20 — от 30 до 35%, 45 — 25-30%, 42- 20-25% и 29 — 18-20%. Это позволило бы взять 36 мандатов — вдвое больше, чем получил по мажоритарке на последних выборах «Народный фронт», но несколько меньше, чем было на выборах-2012 у «Батькивщины». Но с учетом списочников такой результат позволил бы иметь фракцию, чья численность составит около трети от списочного состава Рады, что соответствует максимальной численности, которой достигала в этом созыве фракция БПП. При таком количестве депутатов принятие Радой решений, против которых возражал бы «Слуга народа», было бы почти невозможно. Но с другой стороны, было бы маловероятным и создание «Слугой народа» большинства без поддержки какой-либо еще из партий, набравшей свыше 5%. Впрочем, создание такого большинства маловероятно и в случае предыдущего варианта, когда у партии президента было бы 160-170 мандатов.

Наконец, если мажоритарщики «Слуги народа» смогут получить лишь половину голосов, взятых нынешним президентом в первом туре, в стране будет лишь один округ, где у них будет свыше четверти голосов, 38, где они получат от 20% до 25%, и еще 36, где результат кандидатов партии составит 17,5 – 20%. Это дает шансы лишь на 8-9 мандатов, то есть вдвое меньше, чем получал в 2014-м по мажоритарке «Народный фронт», и даже меньше, чем в 2012 набрала «Свобода». Благодаря партийному рейтингу у «Слуги» все равно, очевидно, будет относительное большинство, но формирование коалиции должно оказаться весьма непростым. 

 

Рекомендуем