Главный редактор «Цензор.Нет» Юрий Бутусов не ошибся, заявив 22 февраля по поводу серии обысков в разных регионах страны (в ответ на обыски, проведенные СБУ и прокуратурой в агитационных структурах «Батькивщины», полиция пришла за агитаторами Блока Петра Порошенко), что «война между Аваковым и Порошенко перешла в открытую фазу».
Поздно вечером 22 февраля на сайте газеты «Зеркало недели» появилось интервью, выразительно озаглавленное: «Арсен Аваков: «Я президенту в глаза сказал: я не против вас, но буду выступать против фальсификаций на выборах». В 1990-е годы «Зеркало недели» было едва ли не главным политическим изданием страны, к которому чутко прислушивался истеблишмент, потом его потеснила «Украинская правда», а сейчас еще и «Левый берег», но тем не менее это весьма авторитетная в стране медиаплощадка.
Первый заместитель главного редактора «Зеркала недели» Сергей Рахманин предваряет интервью с министром внутренних дел заявлением: «Принципиальная разница между двумя обсуждаемыми технологиями скупки голосов (при очевидной мерзости обеих схем) — в характере и масштабе. Масштабы так называемой «сетки Тимошенко» кажутся несколько преувеличенными. И потому, что Юлия Владимировна опирается на финансовый ресурс, несравнимый с ресурсом Петра Алексеевича».
И, добавим, еще по ряду причин, в том числе потому, что поддержать Тимошенко сейчас выгоднее — либо перепадет потом от нее в случае победы, либо президент сейчас постарается «перекупить» издание.
Сам Аваков в интервью переходит с места в карьер: «У нас есть несколько дел, которыми мы занимаемся по заявлению Тимошенко, они касаются «сеток» Порошенко. Я бы сказал, что эти сетки многослойные. Первая, низовая сетка — назовем ее «сетка вульгарис» (то есть «сетка обыкновенная». — Авт). Личные карточки, инструкции, как проводить социологические опросы, соглашения о вознаграждении. Казалось бы, что тут такого?»
Далее министр внутренних дел объясняет устройство такой «сетки», повторяя в целом то, о чем ранее подробно рассказывало издание «Страна»: «Как выглядит работа «сеточников"? Вы заходите в подъезд и обходите все квартиры. Вы говорите: «Я агитатор кандидата Х…» Вам в ответ: «Пошел ты…» И так пять раз. Агитатор жителей этих пяти квартир вычеркивает. В других квартирах отвечают: «Ну, давайте поговорим о кандидате…» — агитатор обозначает жителей этих квартир как потенциально лояльных к кандидату. Так накапливается первичная база данных. Дальше включается следующий подвид «сетки», который называется «лояльность за счет бюджетных средств». Приходят, например, в Одессе к гражданину (мэру. — Авт.) Труханову и говорят: «Гражданин Труханов, вы заложили в бюджет 200 миллионов гривен на материальную помощь?— Да. — Вот и выплачивайте по нашему списку… И тут уже работает админресурс на уровне глав администраций, мэров — с типовым посылом «Гена/Петя/Вася, веди себя прилично, и мы спасем тебя от лап НАБУ/ГПУ/НПУ»… А в это время агитатор звонит в «лояльную» квартиру, напоминает, чей он агитатор, предлагает написать заявление на получение материальной помощи. И так по всей стране».
Каков масштаб этой системы агитации? «По разным прикидкам планируемый охват избирателей — от 700 тысяч до 6 миллионов, — говорит Аваков. — Только «сетка» агитаторов — 200 тысяч человек. Им за работу полагается вознаграждение по следующей схеме: 500 гривен — сейчас, 500 — потом, и 1000 — премия, если кандидат выиграет».
Да еще какие протесты. Березенко 23 февраля заявил в Facebook, что все это наглая ложь, а по кристальной чистоте кампании Порошенко нет и не было равных.
Страшные кары обрушились на головы полицейских, которые посмели 21 февраля задержать организаторов порошенковской «сетки» в Сумах. 23 февраля Генеральная прокуратура Украины заявила о вынесении подозрения главе сумского отделения полиции в связи с совершением преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 365 Уголовного кодекса Украины (умышленное совершение работником правоохранительного органа действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав и полномочий, сопровождавшихся насилием и применением специальных средств). Правда, странный момент — сообщение об этом было опубликовано на официальной странице Генпрокуратуры в Facebook (скриншот опубликован изданием «Страна»), но сейчас его там нет.
Подобные странности в деятельности украинских официальных ведомств случаются — например, в тот же день 23 февраля Министерство культуры Украины опубликовало на своем сайте запрет проводить греко-католикам богослужение в Софии Киевской (его скриншот опубликовали «Украинские новости»), и в тот же день его удалило. Бывает и такое, когда резко изменятся настроения в верхах.
Но если даже главе сумского отделения полиции и удастся избежать наказания, на головы непосредственно производивших задержания порошенковских агитаторов оно, скорее всего, падет. Как урок на будущее для всех.
Наконец, генеральный прокурор Юрий Луценко официально заявил 23 февраля на своей странице в Facebook, что не намерен даже проверять сообщения полиции о порошенковской «сетке».
До голосования остается немногим более месяца, и, вероятнее всего, эскалация конфликта между двумя политиками-тяжеловесами, Порошенко и Тимошенко, а значит и между ориентированными на них силовыми ведомствами, будет усиливаться.