Собственно, едва ли сколько-нибудь значительное число граждан ДНР и ЛНР планировало выехать на украинскую территорию, зарегистрироваться на каком-нибудь избирательном участке и воспользоваться упоительной возможностью опустить бюллетень в урну. Среди кандидатов в президенты нет ни одного имени, которое ласкало бы слух людям, уже пять лет живущим под обстрелами.
Поэтому, вопреки мнению экспертов, я не склонен думать, что данный запрет как-то существенно повлияет на итоги голосования, хотя несколько сотен тысяч переселенцев из Донбасса, обосновавшиеся на Украине, вряд ли отдали бы голос действующему главе государства — большинство из них именно в нем видят причину того, что они оказались лишены собственной крыши над головой.
По неофициальным данным, порядка 15-20 процентов населения покинули неподконтрольные Киеву мятежные территории. Если иметь в виду, что общая численность населения двух республик с момента фиксации линии соприкосновения, ставшей границей ЛНР и ДНР, заявляется на уровне 6 миллионов человек, то речь может идти где-то о миллионе с лишним переселенцев. Цифра внушительная, но не критическая. Однако если к ней прибавить количество гастарбайтеров в России, где тоже не будет ни одного избирательного участка, то результат уже получается куда более значимым.
По разным данным, работающих в России украинцев насчитывается от 3 до 4 миллионов человек. И им предложено проголосовать в Грузии или Финляндии, где на замену российским будут открыты избирательные участки. Это предложение гарантированно не будет принято людьми, у которых нет лишних денег для покупки билета в Тбилиси или Хельсинки, как бы им ни хотелось принять участие в голосовании. Кроме того, люди, постоянно выезжающие в Россию, мало подвержены воздействию украинской пропаганды, которая изрядно подпортила мозги и понимание ситуации в соседней стране тем, кто постоянно проживает на Украине и находится в неразрывном контакте с телевизионной картинкой.
Таким образом, команда Порошенко, которой полностью подконтролен ЦИК, подчищает по сусекам, отсекая голоса потенциальных недоброжелателей, которые к нынешнему режиму по умолчанию никаких добрых чувств испытывать не могут. Действия этой команды понятны и логичны в рамках той жестко авторитарной и в высшей степени недемократичной системы вещей, которая сложилась на Украине. С правовой точки зрения, лишение граждан такого базового, исходя из ратифицированной Украиной Декларации прав человека, права, как право выбирать себе власть, какими бы аргументами такое решение ни обосновывалось, — это вопиющий антиконституционный произвол, который страны Евросоюза и США должны были бы опротестовать, исходя из собственных законодательных норм.
ЦИК вполне мог бы открыть участки в прифронтовой зоне и пригласить жителей Донбасса, которых нынешняя власть и персонально Порошенко упорно именуют гражданами Украины, принять участие в президентских выборах. В таком случае и юридические формальности были бы соблюдены, но примерно миллион переселенческих голосов был бы подан против действующего президента. Так что власти решили наплевать на все правила и законы, чтобы не допустить к избирательному процессу потенциально протестный электорат.
Да, собственно, и в России избирательные участки могли быть открыты без всяких проблем. Более того, российские власти по разным причинам всячески содействовали бы такого рода действиям.
Полторы недели назад постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил, что в связи со сложившийся ситуацией встает вопрос о легитимности выборов и их результатов в принципе. Об этом же говорил и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя принятое Верховной Радой постановление, запрещающее наблюдателям из России работать на избирательных участках.
Украина давно перестала изображать из себя страну, которая идет по пути демократического развития. Сложившийся в стране режим не дотягивает до тирании, поскольку у него отсутствует возможность запустить механизм массовых политических репрессий. Для этого не хватает не желания — оно, я думаю, наличествует — а силового ресурса. Кроме того, хотя бы некоторые приличия Киеву приходится соблюдать. Если начать забрасывать людей пачками в тюрьмы и лагеря, то страны ЕС взвоют дикими голосами. Но вот попрание Декларации прав человека, которая после ратификации стала частью украинской Конституции, остается — и останется незамеченным.
Просто потому, что Запад в принципе устраивает второй срок Петра Порошенко, если тот благодаря ограничению в правах тех, кто формально остается гражданами Украины, выкрутит-таки себе еще одну каденцию.