Украинские националисты и общественные активисты начали охоту на правоохранителей, как и пять лет тому назад.
«500 долларов американских за этого у… (негодяя. — Ред.), «я свой, я с розыска. Ф.И.О., должность, домашний адрес, семья. По 50 за каждого «беркутенка» из Киевского полка полиции особого назначения, кто там принимал участие. Ф.И.О., домашний адрес, семья. Будем по-другому делать. В личку. Благодарности прилетят в «Приват»/«Монобанк» <…> Хочется поздравить жен правоохранителей с 8 Марта. Все в рамках «журналистского расследования», гыгыгы», — написал в Facebook один из активистов и волонтеров Роман Синицын.
Ярость украинских активистов вызвало задержание украинских националистов из С14 на митинге «Батькивщины» в Киеве, где выступала лидер партии Юлия Тимошенко. Тимошенко наряду с шоуменом Владимиром Зеленским — самый серьезный противник действующего президента Петра Порошенко на выборах.
Националисты на митинге «Батькивщины» обвиняли политсилу Тимошенко в том, что член партии, глава Херсонского облсовета Владислав Мангер, мог быть причастен к убийству советницы мэра Херсона Екатерины Гандзюк. Несмотря на то что Мангера еще до митинга исключили из «Батькивщины», о чем активистам сообщили члены партии лично еще вечером 4 февраля, пыл националистов это не охладило. Они продолжили выступать против Тимошенко.
После задержания своих соратников С14 попыталась штурмовать полицейский участок, возле которого и произошло очередное жесткое противостояние, а по его итогам все четче проступил раскол между силовыми ведомствами страны. Генпрокуратура выступила в защиту активистов, в то время как в МВД защитили своих сотрудников.
На фоне всего этого от общественности ускользает тот факт, что Мангер — лишь один из трех вероятных заказчиков убийства Гандзюк, по версии активистов. При этом двое остальных — члены пропрезидентского Блока Петра Порошенко (БПП)…
Занимательная арифметика
Двойка больше единицы. Однако не в украинской политике. По крайней мере, активисты движения «Кто заказал Катю Гандзюк» словно забыли о председателе Херсонской облгосадминстрации Андрее Гордееве и его заместителе Евгении Рыщуке, сконцентрировавшись исключительно на уже исключенном из «Батькивщины» Мангере. Тем более что 9 февраля проходил и съезд партии Порошенко, на который пришел лишь один активист движения, в то время как на митинг к Тимошенко пришли десятки. При этом некоторые из активистов, как выяснилось позже, были вооружены.
«Отмазыватели Порошенко пытаются повесить на Тимошенко тему с убийством Гандзюк. Но если Тимошенко хотя бы дистанцируется от Мангера, то Порошенко даже не думает что-то делать с Гордеевым и Рыщуком, которые так же, как Мангер, замазаны в этом деле и представляют БПП. Плюс расследованием убийства занимается СБУ, эта структура полностью подконтрольна президенту. Если бы президент действительно хотел, то заказчики были бы уже официально названы и взяты под стражу. Но админресурс в Херсонской области для Порошенко важнее», — недоумевает украинский журналист Дмитрий Литвин.
Его правоту подтверждает и тот факт, что уже после субботних противостояний — в понедельник, 11 февраля, генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что Мангеру предъявили подозрение в организации убийства Гандзюк.
Что касается других подозреваемых активистами в организации убийства — Рыщука и Гордеева, — то о них Луценко ничего не сообщил.
Лишь депутат из фракции БПП Мустафа Найем немного прояснил ситуацию: Рыщук, по его словам, попросил отстранить его от выполнения обязанностей.
«Главе херсонского областного совета Владиславу Мангеру вручили подозрение по делу Екатерины Гандзюк. Также об отстранении от исполнения должностных обязанностей на время расследования попросил заместитель главы Херсонской областной администрации Евгений Рыщук», — написал Найем в Facebook.
В то же время он не рассказал о том, как расследование по делу Гандзюк отозвалось на херсонском губернаторе Гордееве.
Налицо явная диспропорция: человеку Тимошенко на Херсонщине вручают подозрение, а люди Порошенко, которых активисты подозревают в том же преступлении, фактически не затронуты. Лишь один из них по собственному желанию просит отстранить его от выполнения служебных обязанностей.
При этом и о подозрении Мангеру сообщает глава ГПУ Луценко, который на Украине считается человеком Порошенко. Вряд ли это простое совпадение.
Активисты того, кого надо
Группировка С14, чей лидер Евгений Карась и ранее признавался в сотрудничестве с СБУ, теперь многими воспринимается уже как структура, действующая в интересах Порошенко.
«Получив позорных поджопников, героические бойцы из С14 ретировались и внезапно поняли, что перед ними не студент-художник и не журналист, а менты. Но ничего, папа (Порошенко. — Ред.) уже в курсе, и ГПУ открыла дело против самих полицейских», — отмечает украинский журналист и медиаэксперт Анатолий Шарий.
Примечательный факт: о том, что С14 играет за Порошенко и использует убийство Гандзюк в своих целях, заявили и сами украинские националисты.
«Рули С14 выполняют заказ от провластной структуры президента и СБУ, в частности, умело пользуясь случаем, в данный момент акцией по Кате Гандзюк», — гласит заявление главы центрального штаба «Национального корпуса» Родиона Кудряшова.
При этом сама пресс-служба движения «Кто заказал Катю Гандзюк» все же пытается доказать: активисты не забыли и о роли «порошенковцев» в убийстве советницы мэра Херсона.
«В партии Тимошенко отреагировали и исключили из партии Владислава Мангера, а также рекомендовали ему самостоятельно сложить полномочия главы областного совета Херсонской области. У президента продолжают делать вид, что наши вопросы не касаются ни его, ни его политической силы, ни назначенных им губернаторов, ни руководства его силовых ведомств», — говорится на странице в Facebook, посвященной акции.
«Все это связано с выборами. Я не знаю, виновен Мангер или нет, но дело Гандзюк беспрецедентно, оно вскрывает много проблем в центральном органе власти на Украине. В то же время, как мне кажется, нельзя исключить того, что Мангера используют для дискредитации Тимошенко, и все это дело — это прежде всего атака на Тимошенко. В свое время «Батькивщина» это проходила: это и дело о педофилах из «Артека», и дело о депутате-стрелке Лозинском, убившем простого человека. «Батькивщина» эти кризисы переживала, и дело Мангера — это очередной такой кризис», — поясняет в комментарии изданию Украина.ру политолог Руслан Бортник.
Он также указывает на то, что и само движение в память об убитой херсонской активистке не может считаться однородным.
«Там два лагеря. Один лагерь — это люди, которые действительно борются за справедливость в деле Гандзюк. Другой — это руководимые, близкие к силовым структурам и Администрации президента радикалы. Именно они и принимали участие в стычках у митинга «Батькивщины», — указывает Бортник.
При этом стоит отметить, что все Майданы на Украине проходили, как говорится, при поминании так называемых "сакральных жертв". В 2004 году это был Георгий Гонгадзе, убитый двумя годами ранее, а в 2014-м — первые жертвы так называемой "Небесной сотни". Только в прошлые годы сакральные жертвы предъявлялись оппозицией власти, а теперь власть, сама вышедшая из Майдана, пытается повесить их на оппозицию.