Нельзя сказать, чтобы журналисты не задавались таким вопросом, но выходит это как-то пока очень криво из-за непонимания аспектов статистики религиозных организаций, которую по состоянию на 1 января каждого года регулярно публикует Министерство культуры Украины, курирующее эту сферу.
Например, 21 октября телеканал «Рен-ТВ» выпустил в вечерний прайм-тайм большое расследование «Украинский раскол», где с крупно выведенной на экран инфографикой утверждается, что у канонической Украинской православной церкви (УПЦ) сейчас имеется 12.069 общин (приходов), у неканонического Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) — 5144, у неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) — 1195.
Эти цифры неверные, хотя они постоянно фигурируют в СМИ в том или ином виде. Например, киевский корреспондент «Независимой газеты» Татьяна Ивженко писала 16 октября, что, по «данным открытых источников, в Украине насчитывается более 12 тыс. приходов Московского патриархата, более 5 тыс. приходов Киевского патриархата». Что это за источники?
Единственный источник — это ежегодные отчеты Министерства культуры Украины. И, во-первых, данные по раскольникам даны по общему числе зарегистрированных общин на 1 января 2017 года, а на дворе, вообще-то, давно уже 2018-й. На 1 января 2018 года УПЦ имела 12.348 зарегистрированных общин, УПЦ КП — 5167, УАПЦ — 1167.
Во-вторых, на что абсолютно не обращают внимание журналисты, это именно общие данные, включающие действующие и недействующие зарегистрированные общины (эти данные во всех официальных публикациях Министерства культуры Украины идут сразу же за общей цифрой зарегистрированных общин). Так вот, зарегистрированных действующих общин у УПЦ на 1 января 2017 года и 1 января 2018 года было соответственно 12.079 и 12.064, у УПЦ КП — 4790 и 4807, УАПЦ — 1131 и 1048. Именно этими цифрами оперируют украинские чиновники, ибо странно учитывать накопившиеся за много лет «мертвые души» общин, которые не действуют, хотя и «висят» пока что на учете в базе юридических лиц (таких на начало этого года у УПЦ было 220, у УПЦ КП — 308, у УАПЦ — 101).
Откуда журналисты взяли цифру в 12.069 общин у УПЦ, остается загадкой, ибо такой нет ни в этом году, ни в прошлом, ни среди общего числа зарегистрированных общин, ни действующих среди таковых. Видимо, кто-то написал на листочке 12.064, а другой принял последнюю цифру за «9». Бывает. В большом расследовании РБК «Кто пожнет лавры», вышедшем 14 октября, журналисты ошиблись с одной и цифрой написали (но хотя бы честно упомянув, что это данные на 2017 год), что у УПЦ КП 5114 приходов (на самом деле было 5144).
Если просуммировать данные о зарегистрированных действующих общинах трех православных Церквей, то увидим, что по состоянию на 1 января 2018 года в УПЦ входит 67,33% из них, в УПЦ КП — 26,83%, в УАПЦ — 5,85%. То есть раскольнические юрисдикции, на основе которых Варфоломей планирует создать «единую Украинскую православную церковь», включают лишь треть православных приходов страны.
Очень выразительная картина получается и при взгляде на данные о зарегистрированных действующих общинах трех православных Церквей в разбивке по регионам (такие данные тоже есть в каждом ежегодном официальном отчете Министерства культуры Украины). Как видим, практически во всех регионах страны общины УПЦ составляют абсолютное большинство, исключение — лишь три западноукраинских области «за Збручем» (этот термин выделяет их среди прочих) — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области.
В трех западноукраинских областях, давно славных националистическими настроениями, доминирует УПЦ КП, хотя во Львовской области осталось большое влияние УАПЦ (40,21%, общин от общего числа православных в регионе), практически лишенной присутствия в других областях (отсюда и пренебрежительное отношение к ней Филарета, Администрации президента и эмиссаров Константинополя). Если бы автокефалию вводили в одном отдельно взятом регионе (Украина «за Збручем»), это еще можно было бы понять, но в масштабах страны ставка на раскольников с выкручиванием рук УПЦ в пользу новой юрисдикции выглядит, конечно, фантасмагорически.