«Учреждение языкового закона не соответствует Копенгагенским критериям, которые нужно соблюдать, чтобы быть членом ЕС. По всем показателям Украина в 2013 году была ближе к Европе, чем в 2018 году. Теоретически, что может сделать Брюссель — это дать русскому языку статус официального на уровне Европейского Союза, поскольку на русском говорят около 37% жителей Латвии и 28% жителей Эстонии. Тогда проблема была бы снята», — прикинул политолог.
Вместе с тем, он убежден, что в обозримом будущем ЕС на это не пойдет ввиду геополитической ситуации в мире и разворачивающейся новой холодной войны.
При этом Гаевский полагает, что 4 октября депутаты проголосуют языковой за закон только в первом чтении, после чего его ждут существенные правки. Эксперт обращает внимание на то, что языковые комиссии могут служить очередной денежной кормушкой, которая расплодит чиновников. Ведь по количеству госслужащих Украина на лидирующих позициях в Европе.
«Украинцы сами по себе билингвалы. И у них другие вопросы в приоритете — проблема войны и мира и восстановление экономики, реализация борьбы с коррупцией. Согласно социологии, у населения в 10-ку самых насущных вопросов языковой вопрос не входит. Поэтому будет продолжаться отчуждение граждан от государства, значительная часть людей и так пребывает во внутренней эмиграции. Этот процесс будет набирать обороты», — смоделировал ситуацию Денис Гаевский.
Законопроект «Об основах государственной языковой политики» (закон Колесниченко-Кивалова) был принят 3 июля 2012 года. Документ вступил в силу 10 августа 2012 года. Он предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%.
24 февраля 2014, после госпереворота в Киеве, ВР проголосовала за отмену этого закона. Но тогдашний председатель Верховной Рады Александр Турчинов, в нарушение конституции исполнявший обязанности президента после свержения законного главы государства Виктора Януковича, под давлением общественности отказался подписывать принятый закон, и он не вступил в силу.
10 октября 2014 Конституционный суд открыл производство по делу о неконституционности закона Колесниченко-Кивалова. 28 февраля 2018 КСУ признал этот закон неконституционным из-за нарушений процедуры при его принятии.