Идея создания памятника принадлежит Московскому землячеству донбассовцев, автор — московский скульптор Александр Рукавишников. Иосиф Кобзон сначала был против установки ему памятника, но после уговоров, которые длились полтора года, согласился.
«Я памятник себе воздвиг…»
Этот донецкий памятник, против установки которого был Иосиф Кобзон, является сейчас лицом города. Он стоит сегодня перед артобстелянной "Юностью" и символизирует собою стойкость и преданность Донбассу. Нет, он даже не стоит, а идёт, куда-то спешит в пальто, наброшенном на могучие певчие плечи. Наверное, на помощь своим землякам, оказавшимся между молотом и молотом.
Невозможно поверить, что Иосифа Кобзона больше нет. Когда он выходил на сцену оперного театра в Донецке, мне отчего-то всегда казалось, что он будет жить вечно. Иосиф Кобзон часто приезжал на Донбасс, и каждый раз это был огромный праздник для дончан. Несгибаемый Кобзон, уже очень больной, давал четырёхчасовые концерты во всю мощь своего голоса, зал рукоплескал. И стар, и млад. У современных певцов — аудитории, разнящиеся по возрасту. У аудитории Кобзона общим знаменателем были большие понятия: мир, добро, Родина, родной Донбасс.
Я познакомилась с ним лично 30 августа 2015 года (снова этот день) в Донецке. Город угля и стали уже вовсю значился в СМИ, как горячая точка, Кобзон готовился выходить на сцену. Мне тогда отчаянно хотелось сказать ему, как важно то, что он делает для Донбасса. Он отмахнулся, сбил мой поэтический пафос: «А как иначе! Иначе-то никак…»
Его позиция всегда была ясна — мир и миротворчество. За последние военные годы его лишили звания «почётный гражданин» в нескольких городах Украины: Днепропетровск, Полтава, Краматорск, Славянск и т.д. Горсовет Днепропетровска также решил, что он не должен исполнять официальный гимн города «Днепропетровск — мой дом родной». По сути, отобрали у гимна голос. Иосиф Давыдович комментировал это так: «Пускай лишают. Для меня нет Украины, в которой существует фашистский режим. Поэтому я не хочу быть почётным гражданином».
Он давно воздвиг себе памятник, гораздо выше бронзового донецкого! Он воздвиг его песнями и делами. Сердце его было огромно, и нет ни одного дончанина, я в этом уверена, кто не воспринял бы сегодняшнюю траурную весть, как личную трагедию.
Иосиф Кобзон при жизни был и останется навсегда легендой Донбасса, подтверждением донбасской мифологемы, что эта земля способна рождать героев, великанов, сверхлюдей. И люди эти, достигая птичьих высот, помнят своё родство, свою маленькую Родину.
Нам, дончанам, будет не хватать Иосифа Кобзона, но он будет жить в наших сердцах, пока мы живы. И мы будем помнить его невероятный голос, который ни разу не дрогнул и не подвёл! Спасибо Вам за всё, Иосиф Давыдович!