Харьков дал огромное количество людей, которые внесли большой вклад в отечественную культуру. Харьковчанами по рождению или началу своего творческого пути были Клавдия Шульженко, Исаак Дунаевский, Марк Бернес, Вадим Мулерман и множество других талантливейших артистов. Но особым светом сияет над городом слава Людмилы Гурченко, обожаемой многими поколениями наших сограждан.
Отношения Людмилы Марковны с родным городом складывались непросто — от зависти местечковых недоброжелателей в начале творческого пути до официального звания Почетного гражданина Харькова. Долгое время Гурченко демонстративно игнорировала родной город и бывшему харьковскому Городскому голове Михаилу Пилипчуку стоило большого труда убедить звезду, что харьковчане её помнят и любят. Ещё один скандал вспыхнул, когда (ещё при жизни Людмилы Марковны) возникла идея поставить ей памятник. Долгие споры о его местонахождении так утомили актрису, что она, мягко выражаясь, махнула рукой на не могущих прийти к консенсусу инициаторов.
Но душевную любовь к родному городу Людмила Марковна хранила свято — это видно и по её книгам, песням о Харькове, последующим активным участием в повседневной жизни Первой Столицы. И после того, как Гурченко от нас ушла навсегда, город вновь попытался увековечить её память. Автор памятника Катиб Мамедов воплотил актрису во всем её эффектном сиянии, а постамент обрамил пятнадцатью художественными образами, воплощёнными Людмилой Марковной на экране — начиная с бессмертной «Карнавальной ночи» и до культового фильма «Любовь и голуби». Одновременно был благоустроен прилегающий к памятнику сквер — уложен гранит, высажена трава, установлены лавочки, новые фонари с подсветкой, налажена система видеонаблюдения.
В наше непростое время, когда памятники большей частью сносят, открытие величественного монумента харьковчан весьма обрадовало: 19 июля на торжественную церемонию собралось множество людей, как знавших лично великую землячку, так и рядовых поклонников её таланта. Приехал и последний муж Людмилы Гурченко — Сергей Сенин. Однако появление памятника выдающейся советской и российской актрисе, кажется, понравилось не всем. Не прошло и месяца, как грянул большой скандал.
Сразу после открытия, Шевченковским районным отделением полиции города Харькова начато следствие по тратам на возведение памятника и обустройство прилегающей территории. Чисто для себя хотелось бы уточнить: а многомиллиардная стена господина Яценюка им не дорого стоит? А закупка рюкзаков для армии семейством господина Авакова в самый раз обошлась? А убивающие солдат ВСУ минометы или просроченная тушёнка — бюджет не жмут? В ответ на претензии правоохранителей харьковский городской голова Геннадий Кернес выступил с пространным разъяснением на своей странице в фейсбуке.
«…Казалось бы — открыли памятник великой землячке. Реконструировали заброшенный сквер в центре Харькова. Осветили его. Возродили газоны… Но нет. Прокуратура против, когда что-то в Харькове меняется в лучшую сторону. Я понимаю, что сейчас там работают люди, лишенные чувства красоты. Но чувство меры у них должно быть??? Им уже мало ежечасно кошмарить бизнес. Им мало чуть ли не ежедневно проводить обыски у работников мэрии и руководителей коммунальных предприятий, дергать их на многочасовые допросы по высосанным из пальца делам. Они теперь занялись борьбой с памятниками. В данном конкретном случае — с памятником почетному гражданину Харькова Людмиле Гурченко. Состряпали на коленках очередное уголовное дело по факту его установки. Я вижу, что наступление на нас идет по всем фронтам — это системная работа. Руководству города, которое вывело Харьков на лидирующие позиции в Украине фактически по всем показателям, силовые структуры просто не дают нормально работать. Не дают сосредоточиться на том, чтобы и в дальнейшем делать Харьков самым комфортным и красивым городом в стране».
Можно согласиться с Геннадием Адольфовичем, что нынешний режим наступает на легитимную городскую власть по всем фронтам. Идут постоянные обыски, уголовное преследование чиновников горадминистрации и самого мэра, истерические толпы «активистов» безнаказанно врываются в здание мэрии и регулярно пытаются сорвать сессии горсовета. Неужели многолетнюю травлю городского самоуправления можно объяснить лишь недоказанными за столько лет растратами? На самом деле, в преддверии грядущих выборов киевскую власть и её приспешников не устраивает статус Харькова как одного из неформальных центров оппозиции режиму, города, который самим своим географическим расположением предназначен для торговых связей и добрых отношений с Россией.
А Людмила Гурченко — это песни Великой Отечественной войны, это великий советский кинематограф, это русский язык и русская культура. Все вышеперечисленное приводит в бешенство прихлебателей майдана и всему этому они давно объявили войну. Инспирированная атака на едва открытый памятник Людмиле Гурченко — больше, нежели привычные разборки с городской властью. Это продуманная атака на весь город, на его традиции и символы, на его историческую память, которая никак не желает прогибаться под капризы самозванцев.
Как показывает украинская практика, воевать с памятниками можно: начиная с государственного переворота убогие умом только то и делают. Воевать с памятью благодарного города о своей великой землячке бесполезно.