Глава государства поддержал предложение лидера оппозиционной националистической Партии национального движения Девлета Бахчели о проведении досрочных парламентских и президентских выборов.
«Выборы назначены на 24 июня 2018 года. Высшая избирательная комиссия немедленно приступит к их подготовке», — объявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
В прошлом году граждане проголосовали на референдуме за переход от парламентской к президентской республике. Законопроект о конституционной реформе предусматривал, что страна вступит в переходный период, и до 2019 года не будут проходить ни парламентские, ни президентские выборы. Срок полномочий главы государства сокращается с нынешних семи лет до пяти, как было до 1961 года. Один человек по-прежнему сможет занимать эту должность не более двух сроков подряд. Однако в законе есть лазейка, которая позволяет парламенту назначить досрочные выборы незадого до окончания второго срока, и тогда возможен третий президентский срок. Эксперты подсчитали, что при таком развитии событий Эрдоган сможет править Турцией до 2034 года.
«По календарю президентская система должна вступить в силу в конце 2019 года. А пока система работает по старым лекалам, периодически мы сталкиваемся с проблемами. Получается, что мы идём до 3 ноября 2019 года, стиснув зубы. Но события в Сирии и другие вынуждают нас преодолеть существующую неопределённость, и срочность начинает выступать на первый план», — заявил Эрдоган.
После вступления в силу конституционных поправок президент получит полномочия по назначению вице-президентов, министров и высокопоставленных чиновников. Должность премьер-министра будет упразднена. Решения по созданию, расформированию, полномочиям, обязанностям и структуре министерств будут определяться в соответствии с указами президента.
Право на объявление режима чрезвычайного положения получит президент, а утверждать эти решения будет парламент. Глава государства сможет издавать и другие имеющие силу закона указы, которые будут вступать в силу без предварительного одобрения парламента, но они могут быть аннулированы, если законодатели в дальнейшем их отклонят.
Президент сможет не покидать ряды своей политической партии, как это предусмотрено ныне действующей конституцией.