Тему активизировали в «Батькивщине». По словам нардепа Ивана Крулько, речь о передаче 49% ГТС в управление или частную собственность.
«Власть планирует аферу, которая может стоить стране будущего, — заявил нардеп. — Идеологи, президент Петр Порошенко и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, считают, что нужно передать ГТС каким-то иностранцам: мол, они лучше будут управлять».
Замглавы фракции Сергей Соболев конкретизировал «Вестям» претензии. «В год по контракту Украина получает от РФ порядка $3 млрд (и это с учетом решения арбитража в Стокгольме) — и если в планах продать 49% ГТС, мы потеряем $1,4-1,5 млрд в год прямых доходов от бизнеса, — уточнил Соболев. — На моей памяти, это уже четвертая попытка передать ГТС в управление. Такие переговоры вели Игорь Бакай (экс-глава ДУСи), Евгений Марчук. А нужно работать над продлением контрактов и блокированием запуска проекта РФ «Северный поток — 2».
Проект курирует вице-премьер из сферы Владимира Гройсмана, Владимир Кистион (он ведет заседания рабочей группы по отбору партнеров для управления ГТС). Также, по словам собеседников «Вестей», в процессе плотно задействован Евробанк реконструкции и развития. В участии заинтересован десяток компаний из всей Европы — предложения Киеву уже отправили компании Словакии и Италии (Eustream и Snam), Нидерландов и Франции (Gazunie и GRTgaz), компании из Польши (GAZsystem), Греции (Desfa), Испании (Reganosa), Германии (Verbunddnelz Gaz AG), Бельгии (Fluxys) и Румынии (Transgaz).
«При этом были данные, что словаки и итальянцы ведут речь о лизинге (т. е. Украина утратит право собственности на часть ГТС. — Авт.), но это сложный механизм, которого пока даже нет в законодательстве», — говорит нам эксперт в области энергетики Дмитрий Марунич.
Лизинг, концессия, аренда
В профильном комитете Рады парируют: вопрос продажи ГТС не стоит. И. о. главы комитета Александр Домбровский пояснил «Вестям», что речь идет лишь о совместном управлении ГТС с европейскими партнерами.
«Пока идет лишь презентация европейскими компаниями условий, на которых они готовы управлять совместно с «Укртрансгазом» (или ПАО «Магистральные трубопроводы Украины»). После этого правительство определит критерии, по которым будет определена компания. О лизинге также речи быть не может — те же словаки хотят лишь помочь в управлении, без вхождения в право собственности или прямой приватизации, — сказал «Вестям» Домбровский. — Что касается газовых контрактов, то вступать в диалог с РФ после Крыма, Донбасса и двух решений в Стокгольме будет… сложно. Наш стратегический партнер в этом вопросе — Евросоюз, заинтересованный в максимальных поставках через нашу ГТС».
Домбровский также подтверждает намерение европейских компаний инвестировать в развитие украинской «трубы».
«Нашему коридору более 40 лет, а «Северный поток — 2» строится по современным технологиям — будто сравнивать «Москвич» с «Тойотой». И каждая из компаний презентовала свое видение реформирования нашей ГТС», — сказал нардеп.
По словам Кистиона, до конца марта Кабмин обещает сформировать свои требования к будущему партнеру, исходя из этих предложений. «Судя по предыдущим заявлениям, Украина готова работать с новым партнером на основах концессии или аренды. Но реакция компаний была однозначной: никто из них не готов вкладывать средства в модернизацию и быть техническим партнером, ведь нет гарантии, что РФ обеспечит объем транзита, — пояснил «Вестям» глава набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. — В принципе, партнерство будет распределяться таким образом: Украина транспортирует, а 90% задач «управляющего партнера» — проводить переговоры с «Газпромом».
Европейцы заработают дважды
Этот момент ключевой: после 31 января немцы дали РФ разрешение на строительство нитки «Северного потока — 2» по дну Балтики (затраты на подводную прокачку газа меньше, нежели через Украину и Польшу). Теперь Киев спешно обеспокоился дипломатической работой по «сбиванию» потока и уже привлек в «коалицию» Молдову, Польшу, Литву и Латвию. Правда, никто из них не может препятствовать строительству (а могут финны, шведы и датчане, зависимые от РФ или Германии).
«Украина рассчитывает сохранить транзит при помощи партнерства, и иных вариантов уже нет. «Северный поток — 2» будет запущен, надежда лишь на то, что «Газпром» перенесет сдачу, продолжив передавать объемы газа на границе с Украиной», — пояснил Дмитрий Марунич.
Кстати, объем прокачки газа через нашу ГТС (сейчас около 80 млрд кубометров/год) примерно равняется двум ниткам: Северному и Турецкому потокам. Еще одним наблюдением поделился Юрий Корольчук.
«В переговорах с европейской стороны участвуют представители технического блока — обычно они структурно от компаний отделены. Но зачем, ведь компании не хотят выступать нашим техническим партнером? За 10 лет техоснащение и уровень персонала «Укртрансгаза» серьезно упали. У европейцев есть желание участвовать в техобслуживании за наши же деньги, а это до 30% от всей нашей прибыли: так они заработают на нас дважды», — говорит эксперт.
Тарас Козуб
Оригинал публикации