По Киеву промаршировали «Национальные дружины». Их бойцы приняли присягу в киевской крепости в косом капонире, но до этого они прошлись маршем от Майдана по центру столицы.
Вид людей в одинаковой форме, марширующих по столице, воодушевил отнюдь не всех киевлян.
«Национальные дружины. Под масочками. Думаю, собирать чемоданы можно начинать прямо сейчас, если не пару лет назад», — поделилась своим впечатлением арт-критик Леля Гольдштейн.
Но в том-то и дело, что новоявленные дружинники — не единственные, кто хочет патрулировать улицы. Они автоматически становятся конкурентами других собратьев по националистическому лагерю — радикалов из связанной с СБУ группировки С14, которые до этого претендовали на членство в муниципальной страже — новой правоохранительной структуре — эдакой местной полиции.
«Очень много в Киеве сегодня образований вроде С14, претендующих на роль дружинников, силовых инструментов внутри общества. Здесь речь не только о политике, но и об экономике: передел рынка торговли, рынка лотерей и многого другого. Можно вспомнить несколько машин «муниципальной стражи», сгоревших в Киеве», — указывает Бортник.
В свою очередь Золотарев отмечает: после создания подобных дружин безопаснее на улицах не станет.
«Пока все, что мы видели от «Национального корпуса» — это подавление мелких нелегальных игровых залов, тех, которые не крышуются отцами «Национального корпуса». Это очень сильно напоминает рэкет, только в национально-патриотической упаковке», — отмечает Золотарев.
В отличие от Бортника, он уверен: далеко не все националисты могут посоревноваться за роль муниципальных правоохранителей.
«Парамилитарные образования все работают под «крышей». Если появляются какие-то «дикие бригады», то судьба «Саши Белого» — наглядный им пример. Домом для таких радикалов станет либо тюрьма, либо могила», — заявляет политолог.
По его словам, каждая влиятельная политсила постарается обзавестись своим силовым крылом.
Выход для рядового украинца
Что же делать в сложившейся ситуации рядовому украинцу? Как различить, кто из скрывающих свое лицо в «балаклаве» обладает полномочиями, а кто нет? Ведь в тех же «Национальных дружинах» при зачислении просят рассказать, обладает ли кандидат легальным оружием.
Выход нашел генпрокурор Украины Юрий Луценко.
«Я являюсь убежденным приверженцем легализации огнестрельного короткоствольного оружия», — заявил он в комментарии одному из украинских изданий.
Тут его поддержал обычно относящийся без особой симпатии к украинской власти Золотарев.
«В данном вопросе я скорее буду на стороне генпрокурора. Если государство не в состоянии обеспечить безопасность граждан, то оно должно дать возможность им самими обеспечить свою безопасность, безопасность родным и близким и их имуществу. В украинских реалиях преступники и радикалы вооружены, а рядовые граждане находятся в менее защищенном положении», — отмечает Золотарев.
При этом политтехнолог указывает, что речь идет о «короткостволе», а не о штурмовом оружии. В любом случае, появление «Национальных дружинников» не успокоило киевлян и жителей других мегаполисов, а скорее сообщило им о новой угрозе на городских улицах. Одни призадумались о покупке оружия, другие — об эмиграции из Украины.