В украинских регионах продолжаются аресты политиков, которые представляют на местном уровне умеренно-оппозиционные политсилы. Так, 15 января в Николеве задержали заместителя руководителя фракции «Оппозиционного блока» в местном горсовете Игоря Копейку. Вместе с региональным — в прямом и в переносном смысле — политиком был также задержан его сын и два руководителя жилищно-коммунальных предприятий. Всем им вменяется в вину «систематическое разворовывание бюджетных средств в 2016-2017 годах». Причем, судя по тому, что арест лично прокомментировал генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, власти намериваются придать этому делу характер показательного процесса, а обвиняемым не дадут обычной возможности «договориться» и порешать проблемы в кулуарном порядке.
Этот инцидент продолжает уже сложившуюся тенденцию преследований нелояльных Киеву оппозиционеров — особенно в тех регионах, где население, мягко говоря, не любит и не принимает новую власть честных патриотических реформаторов. Достаточно вспомнить декабрьский арест представителя «Сампомощи», заместителя главы Запорожского горсовета Владислава Марченко, которому выдвинули подозрения в коррупции, избрав меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста. По версии правоохранителей, братья Марченко, а также заместитель мэра города Анатолий Пустоваров расхищали средства из местного бюджета и проводили фиктивные тендеры на ремонт и благоустройство, которые выигрывали их же собственные фирмы. И нанесли государству ущерб на общую сумму 87 миллионов гривен.
А еще раньше, в октябре, в том же Николаеве досрочно отправили в отставку еще одного представителя «Самопомощи» — мэра города Александра Сенкевича, работа которого была признана неудовлетворительной. Причем, застрельщиками этого решения стали представители Блока Петра Порошенко. Представители «Самопомощи» уверены, что речь идет о политических преследованиях — и власть использует «ситуацию на местах» для сведения счетов с командой Андрея Садового, не очень дружественной администрации президента.
На самом же деле, стратегия Банковой в отношении региональных элит имеет куда более далеко идущие планы. Не секрет, что местные советы крупных индустриальных центров юго-востока вроде Запорожья и Мариуполя стали оплотом разгромленных на общенациональном уровне регионалов, которые сумели взять частичный политический реванш на местных выборах в 2015 году. А в местных советах Западной Украины в основном доминируют представители «Самопомощи», «Батькивщины» и «Свободы», которые все активнее пытаются изображать из себя оппозицию Петру Порошенко.
В этих условиях, команда президента явно берет курс на постепенную зачистку нелояльных регионов — чтобы запугать и переманить на свою сторону представителей местных политических элит. Таким образом, Порошенко обеспечивает себе сразу несколько контуров обороны — во-первых, он хочет контролировать неблагополучные периферийные области перед лицом углубляющегося кризиса, когда вялые акции сторонников Саакашвили вполне могут перекинуться из столицы на места, обретая там «кости и мясо» по-настоящему массового протеста, смертельно опасного для непопулярного правительства.
Во-вторых, власти готовят себе запасной аэродром на случай поражения на президентских выборах — если, конечно, Порошенко вообще выставит на них свою кандидатуру. Потеряв Киев, президенту будет сравнительно легко закрепиться в некоторых регионах — причем, не только в пределах своего родового винницкого бастиона. Для этого достаточно будет провести в жизнь реальную, а не показную децентрализацию, кинуть в нищие области не такие уж большие подачки из госбюджета, и сформировать лояльную себе местную власть — как это, например, произошло в Одессе, где Банковая без особого шума и проблем договорилась с бывшим регионалом Геннадием Трухановым.
Характерно, что эта кампания проходит под лозунгами борьбы с коррупцией — николаевскому «Оппоблоку» уже не шьют «пособничество террористам», предпочитая более модные и более эффективные тренды. Ведь если вменяемое чиновникам сотрудничество с Кремлем обычно оказывается пропагандистской уткой, то в коррупционных грехах реально замешан практически каждый украинский чиновник. А это значит, что под угрозой преследований потенциально оказываются все представители местных элит в каждом регионе страны. Было бы желание развернуть эти прегрешения в дела, с помощью подконтрольных президенту правоохранительных органов.
Реализация этой стратегии обеспечит Порошенко участие в политической жизни страны и базу кормления для оставшегося верным окружения. Не сумев найти любви всенародной, Порошенко просто сместит фокус украинской политической жизни в регионы, таким образом своеобразно девальвировав утраченный им пост президента. Для этого не нужно даже менять Конституцию, как делали до него Ющенко и Янукович — достаточно просто перераспределить государственные финансы. Расчет верный — проблема лишь в том, что такое давление может радикализовать региональный политикум, подтолкнув оппозицию к более решительным действиям. А это будет более чем неприятным сюрпризом для ослабленной и бессильной перед лицом кризиса власти.