Поэт Александр Пелевин о том, что было и что будет: в России заканчивается 30-летие "Дикого поля" - 10.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура обложка
Культура

Поэт Александр Пелевин о том, что было и что будет: в России заканчивается 30-летие "Дикого поля"

© Игорь Гомольский Александр Пелевин интервью
 Александр Пелевин интервью
Читать в
ДзенTelegram
Отмена русской культуры вызывает "эффект Стрейзанд", фронтовая поэзия снова расправляет крылья, а "негодующие политические украинцы" ничего не добьются.
Об этом в интервью Украина.ру рассказал российский писатель, поэт и журналист Александр Пелевин.
— Александр, сегодня, когда мы согласовывали с вами интервью, вы сказали, что едете взглянуть на бронежилеты. Вы занимаетесь волонтерской деятельностью, верно? Помогаете военным?
— Мои хорошие друзья позвали меня посмотреть на свое производство бронежилетов и пропиарить их потом. Я в своем Telegram-канале об этом напишу, фоточки выложу, чтобы люди, которым они нужны, закупались.
— Вы имеете в виду добровольцев?
— Всех, кому это необходимо: военкоров, гуманитарщиков, добровольцев. Гуманитарной помощью я занимаюсь время от времени. Недавно вот собрали с помощью моих дорогих читателей на [беспилотник] Mavik 3 для разведчиков, назвали его «Стратогусь».
— То и дело появляется информация о том, что писатели, деятели культуры сейчас помогают Донбассу, военным.
— Да, очень хорошо, что существует этот культурный фронт, без него было бы очень грустно. Девиз «Все для фронта, все для победы!» — он очень актуален и сейчас, и это здорово, что есть правильные деятели культуры, которые всячески помогают.
— При этом все еще существует убеждение, что вся наша культура либеральная и антироссисйкая.
— У нас в культурке последние лет 30 вскармливалась либеральная позиция…
— Извне?
— Нет, почему же! Большинство наших культурных чиновников всегда носили некую «фигу в кармане», подкармливали всяких Серебренниковых, Ахеджаковых, и неудивительно, что у нас выросло поколение деятелей культуры, которые мигом поуезжали, стали поливать Россию грязью и помогать ВСУ. У них, знаете, такая логика: «Вы за войну, вы помогаете армии России. А мы — добрые, мы за мир, мы помогаем армии Украины». Вот такие они интересные.
Конечно, сейчас появилась надежда, что сейчас эта печальная ситуация в культуре переломится. Но пока только надежда, потому что никто просто так отдавать свои позиции не будет. В общем, можно сказать, что происходит культурная война, и это нормально.
— И в то же время я слышала от разных музыкантов и других артистов, что в авангарде такой новой, патриотической культуры — поэты и хип-хоп или рэп исполнители. Как вы считаете, есть ли действительно направления, которые сейчас наиболее активно выступили за армию, за государство?
— Смотрите, на самом деле забавно, что голосами новой русской культуры стали рэперы РИЧ [Ричард Семашков] и Аким Апачев. До этого, на самом деле, рэпчик у нас состоял из тех еще либерахенов, таких как, например, Oxxxymiron* [Мирон Фёдоров] и так далее. А выяснилось, что в рэперской среде очень много нормальных, здравых чуваков, которые за свою страну, за свою армию, за русских людей.
Наверное, не очень правильно говорить, что мы «за государство», потому что я не считаю себя охранителем. Есть когорта людей, «турбоохранителей», которые так яростно поддерживают власть, что у меня возникает подозрение, что они с такой же яростью поддерживали бы любую российскую власть, какой бы она ни была. А мы все-таки за Россию.
— Вы употребили такое яркое слово «охранители». Сейчас много говорят о проблемах с государственной идеологией в России, о том, что каждый сам выбирает, во что ему верить, а единой идеологии нет.
— К сожалению, это так, ее нет. Не уверен, честно говоря, что это проблема, но, учитывая то, что у нас до сих пор люди в головах, комментариях в интернете и на кухонных спорах не могут закончить Гражданскую войну между красными и белыми, это, конечно, показательно.
— Почему это так?
— Опять-таки потому, что нам тридцать лет скармливали идею, что все решает «рыночек», все решают деньги, нужно быть успешным, много зарабатывать, а на Западе — лучше, чем у нас.
— Значит, к нынешней ситуации привел переход к рыночной экономике во время перестройки?
— Отчасти. Скорее, ситуация в обществе, культуре. Все это время мы жили в культурном «диком поле», где редкие ростки здравой мысли и нормальной русской идеи, конечно, иногда пробивались, но их очень быстро гасили. Сейчас это потихоньку уходит в прошлое.
— А какая ситуация в литературе? Что нового, что меняется?
— В прозаической литературе я особых изменений не заметил. Но произошел совершенно неожиданный всплеск в поэзии, его отмечают абсолютно все. И не только всплеск самой поэзии, но и очень живого интереса к ней: люди сотнями приходят на поэтические вечера. На наш вечер со [скрипачом] Петром Лундстремом в Самаре в Доме офицеров в будний день тысяча человек. Тысяча человек — на вечер поэзии! Сказать об этом кому-нибудь два года назад — человек бы у виска покрутил. А сейчас люди раскупают тиражи тысячами, в огромном количестве приходят на вечера, и это на самом деле удивительно, никто такого не ожидал. При этом либеральные литераторы по-прежнему предрекают, что мы встретим одну пустыню, что фашистские ватные поэты, воспевающие войну, никому не нужны, но они просто игнорируют реальность.
— Какие у этой новой поэзии темы, направления?
— Все новое — хорошо забытое старое. Что нового: помимо поэзии патриотической, появилась настоящая фронтовая поэзия — поэтов, которые ушли на войну добровольцами — это Дмитрий Артис и Дмитрий Филиппов. Они, когда ушли на фронт, у них, как говорится, прорвало мощнейшую поэтическую жилу, и они стали писать тексты совершенно потрясающие, очень крутые.
— На днях у вас вышла новая книга — «Под музыку Вагнераю. Можете рассказать о ней?
— Сборник стихов «Под музыку Вагнера» вышел действительно буквально вчера, уже можно заказывать и покупать. Я только держал ее в руках, она очень хорошая.
— В своем Telegram-канале на днях вы писали о «деколонизаторах», которые считают, что «свободные народы мирно разойдутся, освободятся от гнета Москвы и немедленно начнут богатеть и процветать». Тему таких настроений вы поднимаете часто, в стихотворении «Паспорт хорошего русского» вы объясняете, что «хорошим русским» быть невозможно…
Не будет вам никаких паспортов хорошего русского,
Кто хороший, а кто плохой не разглядеть из-за бруствера,
Не поедем теперь никуда мы, такие дела, господа и дамы,
Для них мы все Иваны, даже когда Абрамы…
— Это стихотворение, кстати, вызывает лютейший баттхерт у них. Не знаю почему, но они орут в истерике, когда его слышат. Наверное, это их как-то задевает. Но я оказался прав в этом стихе, потому что «хороших русских» действительно не существует: если ты пытаешься быть «хорошим русским» для противника, ты никогда не станешь для него человеком даже второго сорта, а не то что первого.
Эти люди делятся на две категории: идиоты и мерзавцы. В любом случае я их всех ненавижу.
— В книге «Гори огнем» вы тоже подняли тему предательства, вы проводили какие-нибудь параллели?
— Да, эта книга о власовцах, она вышла в ноябре. Когда я ее писал, я сильно закопался в их пропагандистские материалы, и там точно та же тема: Россия должна стать свободной среди свободных народов Европы под чутким руководством нашего любимого фюрера. То есть методички не поменялись абсолютно.
— Это очень напоминает «Как нам обустроить Россию» Александра Солженицына.
— Да, Солженицын был именно апологетом власовщины.
— У вас есть стихотворение о том, о чем мы все сейчас очень много говорим — о попытках отменить культуру. Вы там упоминаете запреты [Александра] Пушкина, [Льва] Толстого, [Сергея] Есенина, [Виктора] Цоя. Если весь прошлый год Европа, США и Канада старались максимально запретить всю русскую литературу и музыку, то многие заметили, что с наступлением нового года, зимой, эта тема постепенно исчезает с повестки. С чем это связано?
— Люди, которые кричат о необходимости отменять русскую культуру, банально не слышали о таком явлении, как «эффект Стрейзанд». Если что-то очень громко проклинать и запрещать, можно только повысить популярность запрещаемого.
Недавно, в качестве хорошего примера мягкой русской силы, вышла замечательная [компьютерная] игра Atomic Heart от российских разработчиков про альтернативный Советский Союз. Во-первых, она визуально очень красива — это настоящее произведение искусства. Во-вторых, там продвигаются многие русские темы: история, театр, балет, музыка. Негодующие политические украинцы очень попытались эту игру запретить.
— Министр культуры Украины Александр Ткаченко писал во все инстанции.
— Да, вот именно. Тем самым об этой игре услышало гораздо больше народу, люди стали играть и восторженно пищать: «Господи, какая же русская культура на самом деле крутая!» Буквально эта игра сделала для продвижения русской культуры больше, чем все наше государство за последние лет десять.
— В соцсетях вы много и остроумно комментируете и политические, и военные новости. В эти недели, конечно, самой горячей темой является ситуация в Грузии…
— Это совершенно очевидный Майдан, и организаторы его даже не скрывают этого. Как только начались протесты, американская сторона сразу же заявила, что это правильные протесты, власть должна выполнить их требования. А если американцы где-нибудь поддерживают протестующих, значит это — совершенно очевидный Майдан. Понятно, почему многие на это повелись… Но что поделать, история повторяется в первый раз в виде трагедии, во второй раз — в виде фарса, в третий раз — для идиотов, а в четвертый раз — как на Украине.
— Грузинская культура готовила эту ситуацию так же, как в свое время украинская?
— Тут я ничего не могу сказать, потому что я о культурной жизни Грузии не знаю ничего. Но могу сказать насчет того, как это было сделано на Украине. Это огромный просчет нашей российской госпропаганды, которая совершенно игнорировала массовую культуру. Большинство либеральных идей, проникавших в нашу молодежь, которая свинтила в Верхний Ларс, вбивались процентов на 90 через сферу развлечений: сериальчики, мемчики и так далее. А наши на это абсолютно наплевали.
Но сейчас есть люди, которые занимаются хорошей работой с молодежью: те же национал-большевики, лимоновцы. Я, когда прихожу на Лимоновские чтения, поражаюсь, насколько много у них нормальной, базовой русской молодежи. В том числе той, которая волонтерит и идет на фронт добровольцами. Если таким начинаниям не будут хотя бы мешать, то все будет хорошо.
— Какой будет русская культура, когда спецоперация закончится?
— Самой великой в мире, самой великой во вселенной.
* Лицо выполняет функцию иноагента в РФ.
Мария Ватутина интервью - РИА Новости, 1920, 05.06.2022
Поэт Мария Ватутина: У нас война не с народом, а с нацистамиСейчас возникли надежды, в информационном поле будет объявлена война пошлости, я слышу правильные смелые и откровенные оценки происходящего в культуре, утверждает российская поэтесса Мария Ватутина
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала