Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Игорь, как вы оцениваете сейчас последствия от антироссийских санкций для стран Европейского союза?
— Мы видим, что там проблемы были и до нынешнего обострения отношений России с Западом. Они еще толком не вышли из кризиса, связанного с коронавирусом, а это било по экономике.
Тут добавилась еще помощь Украине. Много беженцев нужно обустраивать. Это очень большие затраты. При этом доходы снижаются, потому что обрывается нормальная торговля с Россией.
Все это бьет по европейской экономике, поэтому про экономическую целесообразность санкций там никто не говорит. Вопрос лишь в том, насколько долго будет продолжаться этот обмен санкционными ударами и насколько сильно от этого пострадает экономика.
- Какие отрасли в Европе окажутся наиболее уязвимыми в результате ввода санкций против России?
— Сельское хозяйство, металлургия, удобрения. Все предприятия в ЕС, на которых производятся азотные удобрения, в прошлом году уже остановились.
Фермеры бастуют, потому что топливо дорогое и сложно будет потом продать эти продукты. Опять же, металлургия очень энергозатратна, в Европе себестоимость производства очень выросла. В итоге из-за инфляции все страдают.
- Также я видел сообщения, что «зеленая» энергетика требует большое количество меди, которая также поставлялась из России. Получается, что планы ЕС заменить российские энергоносители за счет ветровой и солнечной генерации также оказались невыполнимыми?
— Да, эта отрасль сильно пострадала, потому что и медь, и никель, и литий, который используется в аккумуляторах, необходимых для развития возобновляемой энергетики, очень выросли в цене потому, что они поставляются из России.
Электромобили стали очень дорогим удовольствием, как и возобновляемая энергетика в целом. Ее себестоимость растет в подобных условиях.
Поэтому, действительно, нельзя сказать, что возобновляемая энергетика в выигрыше из-за того, что подорожали нефть и газ — возобновляемые источники тоже сильно подорожали.
- СМИ сообщают, что в США растут цены на бензин и дизтопливо, что обрушивает рейтинг Байдена. Каким образом на стоимости автомобильного топлива в Соединенных Штатах сказываются антироссийские санкции?
— Там в принципе росли протестные настроения из-за того, что топливо дорожало, инфляция поднималась и вышла на рекордный за последние 40 лет уровень.
Когда они сейчас ввели санкции против российской нефти, они попытались спихнуть все накопившиеся в экономике проблемы на Россию — якобы из-за нее цены на топливо растут.
В реальности год, если не больше, продолжается этот рост стоимости топлива, который отражается в стоимости всей продукции, производимой в США. Инфляция разгоняется.
Власти США сейчас пытаются перенаправить это недовольство на Россию. Однако американская политическая культура такова, что многим избирателям все равно, что происходит за границей страны, — им важно, что происходит внутри США.
А в Штатах ситуация плохая — и топливо дорожает, и вся остальная продукция дорожает. Поэтому переложить всю ответственность на Россию не удается.
- Что означают переговоры ряда стран о торговле нефтью не за доллары, а за национальную валюту? Например, Саудовская Аравия говорила об этом с Китаем. Насколько важны «нефтедоллары» для американской экономики?
— Конечно, для США негативно то, что доллары перестают быть безальтернативной валютой для расчетов. Все-таки доллар позиционируется как глобальная резервная валюта.
Сейчас этот статус размывается, хотя пока никто полностью на расчеты в юанях не переходит. Тот же Китай только частично будет оплачивать поставки нефти из Саудовской Аравии в юанях.
Полностью про отход от доллара говорить рано, тем не менее мы видим, что появляется и альтернативная схема расчетов.