Уголовное преследование Омеляна, закончившееся ничем
Следствие по делу продолжалось почти 2 года — экс-чиновника подозревали в совершении незаконных действий, из-за которых госбюджет недополучил 30,5 миллионов гривен. Речь шла о приказе министерства инфраструктуры, снижавшего портовые сборы на 20%. Эксперты склонялись к тому, что имела место либо халатность и профессиональное несоответствие занимаемой должности, либо и вовсе злой умысел с целью наживы.
В НАБУ это квалифицировали ч. 2. ст. 211 УК Украины (издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступление бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону).
В морских портах Украины существуют разнообразные сборы, но один из них — административный — является частью бюджета, и изменять его, по мнению следствия, могла только Верховная Рада. Сторона обвинения утверждала, что министр, издавая постановление, снижавшее каждый портовый сбор на 0,8%, нарушил бюджетный кодекс.
Впрочем, больших неудобств Омелян не испытал — ему определили меру пресечения в виде личного обязательства, заставив лишь сдать заграничные паспорта. Сторона защиты настаивала на том, что непоступление в бюджет 30 миллионов от портовых сборов не доказывает отсутствие прибыли в других сферах бюджета. Кроме того, там сделали акцент на том, что окончательное решение про снижение ставок принимал Кабмин, а это коллегиальная ответственность. Подчиненные Сытника не смогли доказать, что хотя бы часть денег «осела» в карманах Омеляна или аффилированных с ним лиц. Получается, что по большому счету предъявлять ему должны были превышение служебных полномочий.
Интересно, что затягивание судебного рассмотрения оказалось на руку бывшему чиновнику, который пошел в партию «Европейская солидарность». За это время он развернул ситуацию в том русле, что дело — политическое преследование его со стороны Зе-команды, а также стал цитируемым в украинских СМИ критиком проекта «Большое строительство». Известный коррупционный бекграунд инициативы нынешнего гаранта Конституции он пытался обернуть в свою пользу, мол при мне такого не было.
К слову, данное дело — далеко не первое, начатое НАБУ в отношении Омеляна. Еще в 2018 г. ему вменяли незаконное обогащение и незадекларированные доходы. В 2015 году в должности заместителя министра инфраструктуры Омелян купил внедорожник BMW X5, получил 90 тысяч долларов и более 25 тысяч евро. Но «забыл» внести активы в свою электронную декларацию. Не была внесена туда и информация об аренде дома, где Омелян проживал с семьей. Журналисты издания «Схемы» полагали, что речь идет о поместье в коттеджном городке в поселке Иванковичи, что в пригороде Киева. Таким образом, стоимость активов, скрытых от государства, составила 4 млн 230 тыс грн.
А год спустя политик не указал загородный дом и земельный участок. В целом, согласно версии НАБУ, Омелян неоднократно вносил недостоверные сведения в декларацию о доходах: в 2015 году министр скрыл активы на сумму более 3 млн грн, в 2016 — более 8 млн. Антикоррупционное ведомство подозревало, что и доходы жены Омеляна, дизайнера Светланы Бевзы, не объясняли его трат.
Рассмотрение этого обвинения также дошло до суда, но опять же, в нем все благополучно и заглохло из-за систематического затягивания. В августе прошлого года высший антикоррупционный суд постановил закрыть дело из-за истечения сроков давности по обоим эпизодам преступления.
Министр с националистическим и коррупционным душком
Омелян состоял в украинском правительстве с 2016 по 2019 гг. Он являлся весьма одиозным чиновником и нередко делал громкие политические заявления преимущественно антироссийского характера, которые явно выходили за пределы его компетенции как главы инфраструктурного ведомства. Политик неоднократно анонсировал прекращение железнодорожного сообщения между Украиной и Россией, причем именно в части пассажирских перевозок, дабы «в Москву ходили только медведи, как в старые добрые времена».
Также Омелян известен своим прозвищем «Гиперлуп», поскольку заявлял, что на Украине вскоре внедрят технологию скоростного движения поездов Hyperloop, хотя на деле за этим не стояло ничего, кроме громких обещаний. Железнодорожная инфраструктура находилась в критическом состоянии из-за серьезной изношенности путей и подвижного состава, которые не обновлялись должным образом. Из года в год возрастало число аварий.
Не лучшим образом обстояло дело в сфере ремонта дорог, которые стали объектом неоднократных насмешек в соцсетях. При нем широко практиковались различные коррупционные схемы освоения бюджета в пользу различных компаний, связанных с членами правительства и олигархией. Поэтому при большом желании правоохранительные органы могли предъявить Омеляну более весомые претензии, которые бы потянули на серьезный тюремный срок.
Фиаско антикоррупционной системы Украины
Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) объявила о своем несогласии с вердиктом по поводу портовых сборов и намерении обжаловать его в апелляционной палате ВАКС. Однако очередное фиаско структур, призванных бороться с коррупцией, налицо. Построенные на деньги Запада НАБУ, САП, НАПК, ГБР, возглавляемые его прямыми ставленниками, обнаружили свою полную несостоятельность в том, чтобы справиться с явлением, разъедающим Украину изнутри.
Так, в НАБУ заявляли, что в результате их усилий якобы отобрали у нечистоплотных чиновников 1,85 млрд грн. Но на деле конфискованных средств, возвращенных в бюджет, насчитывается лишь 9,6 млн грн, то есть всего 0,5 %. Остальное — «предотвращение», которое невозможно проверить, и добровольное возмещение, когда бизнес и предприятия просто выполняют свои обязательства.
Согласно судебной статистике, из 55 приговоров, вынесенных за коррупционные дела, 29 — оправдательные. Госслужащий наиболее высокого ранга, отправившийся за решетку в течение этого года — лишь глава районной администрации в Хмельницкой области. Остальные — сельские главы, местные следователи в полиции и прочие «мелкие сошки», которые вовсе не играют определяющую роль в существующей системе.
Наиболее знаковые расследования против топ-чиновников, разворовавших бюджет, успешно разваливались, и никто ни за злоупотребления всерьез не ответил. Это, к примеру касается «рюкзаков Авакова», поставок устаревшей и непригодной техники в ВСУ Пашинского, воровства в «Укроборонпроме» семейства Свинарчуков-Гладковских, многочисленных злоупотреблений властью и служебным положением со стороны Порошенко и его окружения. Дела Омеляна стали, в общем-то, в данном длинном списке провалов лишь очередным подтверждением закономерности.
Уже даже американцы признают тотальное фиаско Киева в антикоррупционной политике. Впрочем, создается такое ощущение, что постмайданные элиты создали себе некий щит неприкосновенности, позволяющий не опасаться преследования за свои грязные делишки.