Сердце Украины в России бьется на Старом Арбате. Дом №9 — это роскошное здание в пять этажей со стороны Арбата и в шесть со стороны переулков.
— Сорок миллионов долларов — стартовая цена, — скептически поднимает бровь Вячеслав Ухов, первый заместитель гендиректора центра, по-хозяйски оглядывая свои владения.
Попасть журналисту в Культурный центр Украины не так-то просто.
— Вы же разжигать будете, — мрачно говорит девушка на том конце провода, — в политику опять полезете. Нам этого не нужно.
Мне тоже. Несколько клятвенных заверений, одно пламенное объяснение в любви к Украине, и пропуск в сердце украинской истории и культуры получен.
— С 14 мая 1993 года Центр функционирует на основании Постановления Кабмина Украины, — рассказывает Ухов. — Поначалу он был интегрирован в систему Министерства культуры, а впоследствии передан указом президента в ведение Управления делами Администрации президента. В 2010 году президент Украины Ющенко присвоил нашему центру статус национального.
Еще в 1992 году здание на Арбате было выкуплено и формально стало собственностью Минкульта Украины. Место это для московских украинцев знаковое: здесь с незапамятных времен располагался магазин «Украинская книга». Впрочем, в начале 90-х здание было в ужасном состоянии, и Украина серьезно вложилась в его ремонт. Тпереь тут роскошно. Головокружительно высокие потолки, стены, отделанные мрамором, умопомрачительной красоты люстры, два концертных зала с отменной акустикой — это все на первых трех этажах. Выше располагаются жилые помещения, приспособленные под небольшой отель для гостей центра.
Казалось бы, до царя далеко, до Бога высоко, а деньги свои — живи да радуйся! Все здесь приспособлено для торжества дружбы двух братских народов. За год центр проводит до 400 мероприятий и принципиально работает без выходных. В концертном зале выступали певцы и артисты с обеих сторон, экспонировались выставки и русских, и украинских художников, проходили презентации новых книг, Центр постоянно формировал экскурсионные туры для всех желающих посетить Украину, проводились курсы лекций по истории и культуре, была открыта воскресная школа и курсы украинского языка. Украинская диаспора Москвы насчитывает более ста тысяч человек, а если прибавить к ним еще пару сотен тысяч русских, которые искренне интересуются Украиной, получится, что аудитория центра весьма велика.
Мероприятия собирали полные залы, люди висели на люстрах. Причем висели на них и русские и украинцы, так как никакой разницы между ними тут отродясь не было. Руководство центра действовало согласно собственному Уставу и тщательно заботилось о том, чтобы все нации на территории центра слились в экстазе братской любви. Они бы сливались и до сих пор. Однако это братское счастье в одночасье оборвалось роковой весной 2014 года.
— То, что сейчас происходит, — это осколки былого великолепия, — рассказывает Ухов. — В связи с тем, что в соответствии с законом Украины с 20 февраля 2014 года РФ совершила акт агрессии в отношении Украины, Украина полагает, что она находится в состоянии войны с РФ.
На этом месте безмятежное существование центра закончилось. Во-первых, стало невозможно возить через границы книги и выставочные материалы, во-вторых, об экскурсиях на ридну Украйну пришлось забыть.
— Все это отразилось на нас самым непосредственным образом, — говорит Ухов, демонстрируя мне эффектную выставку, посвященную Тарасу Шевченко, — ну, допустим, вот эта картина (Ухов указывает на монументальное полотно, изображающее Шевченко в окружении крестьянских детей). Она принадлежит академику и меценату Карцеву. Он родом с Украины, но живет в РФ, и его коллекция тоже находится в РФ. Мы его попросили, он нам предоставил эти картины. А вот перевезти что-то сейчас с Украины мы уже не можем. Вот смотрите, это книжный киоск. Он сейчас не работает. Опять-таки потому что книги с Украины привезти нельзя.
Теперь дом №2 на Борисоглебской печально известен по множеству драматических публикаций. Начиная с весны 2014 года, несчастный центр регулярно подвергается безобразным нападениям со стороны националистов. Как неоднократно замечало посольство России в Киеве, «нападки на центр приобрели системный характер». Так что по сравнению с тем адом, который творится в Киеве, украинцы в Москве чувствуют себя как у Христа за пазухой.
— Слава богу, с того момента, как я здесь нахожусь (то есть с 2017 года. — Ред.), — говорит Ухов, — никаких посягательств, никаких оскорбительных акций или иного, что могло бы быть ответом на действия националистов в Киеве не произошло. До этого, в 2015 и 2016 годах, были инциденты, но не такого типа, как в Киеве. Здесь были проблемы с некоторыми радикально настроенными москвичами, но с ними, судя по всему, была проведена работа, и в итоге, как видите, жовто-блакитный прапор реет в центре Москвы. А представить, сколько минут провисит российский флаг в центре Киева, вы можете сами, дело нехитрое…
Досталось, однако, и культурному центру в Москве. Не столько со стороны националистов, сколько со стороны самой Украины. В свое время украинская бизнес-группа «Приват», принадлежащая олигарху Коломойскому, бессовестно отжала Кременчугский нефтеперерабатывающий завод у его законного владельца — российской компании «Татнефть», между прочим пятой по величине сырьевой компании России. В результате российский нефтяной гигант был фактически выброшен из Украины. «Татнефть» обратилась в международный суд, а поскольку ответчиком уже выступала не группа «Приват», а страна, суд вынес решение взыскать с нее в пользу пострадавшей стороны денежную сумму в размере где-то $140 млн. После этого «Татнефть» обратилась в арбитражный суд Москвы и потребовала в качестве объекта взыскания здание на Старом Арбате.
— Ну, долго они с этим разбирались, — вздыхает Ухов, — но дело-то в том, что это здание принадлежит не нам лично, а государству Украина. В конце концов, 22 июня 2018 года судья вынесла безупречно правильное решение. Культурный центр Украины осуществляет консульские функции по защите языковых и других интересов, подпадает под понятие иностранное государство и на него распространяются все юридические иммунитеты.
Пока длилась эта тяжба, Украина вела себя своеобразно. От центра потребовали расторгнуть все договоры об аренде. На вопрос, зачем, в Киеве пафосно отвечали, что центр обязан разорвать все отношения с государством-агрессором и таким образом защитить интересы Украины. Логики в этом не было никакой. Центр при таком раскладе неминуемо умер бы от безденежья: защищать интересы предполагалось совершенно бесплатно.
Ухов доверительно наклоняется ко мне и почти шепчет:
— Тут ведь еще вот какая штука: с одной стороны, люди говорят о защите национальных интересов, а с другой стороны, поглядывают на это здание, которое представляет немалую ценность. Не будет центра, здание сразу приберут к рукам. Вы же знаете, как это бывает в Киеве…
— Что-то в ваших словах не слышится большой любви к Украине, — осторожно замечаю я.
— Дело в том, что есть разные вещи: страна как сфера обитания и система организации государственной власти, — решительно рубит Ухов. — Есть прекрасная страна Украина, есть украинский народ. Я родился в России, а после института был распределен в Киев. Но я в любом случае остаюсь русским. Из тех этнических русских, что так осмелится сказать сейчас на Украине, — не знаю, если миллиона три будет, это хорошо…
В Уставе Центра четко прописано, что его деятельность должна быть направлена на «развитие культурных связей между Украиной, РФ и другими странами, налаживание и укрепление связей с украинцами, проживающими в России, содействие межнациональным контактам…» и так далее, и так далее. Все мирно и исключительно культурно. Эти мирные начинания всячески поддерживаются российской стороной. МИД России признает, что культурный центр Украины функционирует в строгом соответствии с международными договорами. Это официальная позиция неоднократно доводилась до сведения российских судов, где центру постоянно приходится доказывать, что он не верблюд. То же самое приходится доказывать и не только в судах.
— Получается, что вы последний оплот дружбы между двумя народами?
— Де-факто да, — Ухов торжественно вскидывает голову, — наш центр является единственным местом в РФ, где есть возможность представлять Украину не официозно, а в лице нормальных людей.