- Сергей Юрьевич, это ведь не первый ваш Конгресс?
— Пятый.
- Не могли бы вы рассказать, чем различаются между собой конгрессы? Что менялось в движении соотечественников от конгресса к конгрессу?
— В основном различается степень структурированности движения. В 2001 году прошел первый Конгресс и это — точка отсчета в политике Российского государства в отношении соотечественников. Это было самое начало президентства Владимира Путина, самое начало нового политического курса. Незадолго до этого, в 1999 году, был принят федеральный закон о государственной политике в отношении соотечественников. Именно на том Конгрессе Путин впервые обратился к термину «Русский мир», отметив, что это понятие «испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса».
До этого, в 90-х, на государственном уровне никто серьезно о соотечественниках не думал. Тема поддержки русских за пределами России была предметом политических спекуляций. Фактически русский вопрос был отдан на откуп оппозиции.
После первого Конгресса стала создаваться соответствующая государственная инфраструктура — вновь заработала правительственная комиссия, которую возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров, в 2005 году был создан департамент по работе с соотечественниками в МИДе.
В 2006 году Указом президента была утверждена Государственная программа содействия переселению соотечественников в Россию. В 2007 году — создан Фонд «Русский мир» и т.д.
В 2006 году, после серьезных изменений в государственной инфраструктуре, прошел второй Конгресс, на котором начали создаваться структуры координационных советов. С тех пор конгрессы проходят раз в три года. На Втором Конгрессе был создан Всемирный координационный совет и началась работа по структурированию движения. Появились страновые советы, потом — региональные.
В 2012 году, по решению конгресса 2009 года, был создан фонд поддержки и защиты прав соотечественников. С этого момента в деятельности движения появилась правозащитная составляющая, готовятся правозащитники.
Постепенно форма наполняется содержанием. На позапрошлом Конгрессе была начата работа с русскими средствами массовой информации, на этом конгрессе начинается тема экономики.
- Это очень интересная тема, я сегодня слышал в выступлении представителя из Китая…
— Это Михаил Дроздов, председатель всемирного координационного совета.
- Он говорил о том, что представители русской диаспоры могли бы обеспечивать культурные и экономические связи своих стран с Россией. На каком этапе находится этот проект?
— На этапе подготовки. Прежде всего, это относится к организации жизни самих русских общин. В законе у нас предусмотрены партнерские основания сотрудничества с объединениями соотечественников. На практике был расчет на российский бюджет. Сейчас же, грубо говоря, надо привлекать экономически активных соотечественников, которые бы обеспечили общины собственными источниками финансирования.
Это, в том числе, улучшит возможности для их прямого и равноправного диалога с гражданским обществом страны проживания.
- Оно и понятно — на каналы бюджетного финансирования просто сели люди…
— Да. Там сидят люди, которые часто просто не подпускают молодежь, рассматривая ее как конкурентов. А мы считаем, что курс должен быть на обновление состава координационных советов, на привлечение молодежи. Надо уходить от патернализма и стремиться к партнерству.
За рубежом есть много экономически активных русских. Надо создать условия для сотрудничества, нужны площадки, через которые русский бизнес за рубежом и его местные партнеры могли бы выходить на российские регионы. Вы сегодня слышали выступления представителей региональных властей, они очень заинтересованы в этом.
Конечно, в первую очередь это относится к малому и среднему бизнесу. Бюрократические структуры, крупные корпорации слишком долго будут раскачиваться. Вряд ли это площадка для «Газпрома». Хотя — кто знает.
- Вы рассматриваете эту площадку как чисто информационную?
— В первую очередь да. В идеале это должна быть биржа, на которой находились бы партнеры, товары и контракты. И если такая биржа заработает, такой подход себя полностью оправдает. Разумеется, к этому должно подключиться, со своей стороны, государство — предоставить для такого сотрудничества преференции, налоговые льготы…
- А опыт такого рода работы уже есть?
— Да, есть. В том отношении я всегда привожу в пример образцово, на мой взгляд, организованную работу в Киргизии. Там существует Ассоциация гильдий соотечественников, объединяющая русских бизнесменов. С координационным советом связаны бизнес-структуры соотечественников. Там, кстати, русские работают, так что выполняется важная социально-гуманитарная функция. Идет работа и с российскими регионами и с зарубежьем.
- Эти контакты были найдены через соотечественников?
— Это было найдено естественным путем, просто эти бизнесмены пришли изначально в движение соотечественников. Это вещи взаимосвязанные.
- А как ведется работа с русскими СМИ?
— По результатам IV Всемирного конгресса был создан Фонд сотрудничества с русскоязычной зарубежной прессой. Не знаю, насколько этот опыт можно считать на данный момент удачным. Фонд сразу заявил, что предлагает соотечественникам «не рыбу, а удочку»…
- То есть денег там не дают?
— Да, денег там не дают, там дают технологии работы с информацией, помогают с обучением, но насколько на данный момент эффективно — вопрос для обсуждения. При том, что очевидно, сегодня информация, работа со СМИ — одно из самых важных направлений.