— Существует ли план Маршалла на самом деле? О нем много говорят, но ничего конкретного пока так и не было представлено.
— По поводу литовского плана Маршалла. Его лоббистами выступают первый вице-премьер Степан Кубив и глава Комитета Верховной Рады по международным делам Анна Гопко. Я уже просил их показать этот документ. Только не декларацию, а конкретный документ с цифрами. Но ничего нигде так и не было опубликовано. Есть определенные сомнения, что это не рамочная концепция: дать денег через Литву и отдельных украинских политиков и их организации, а действительно глубокий, широко поддерживаемый всем Европейским союзом план.
— План Маршалла, как известно, появился еще до Майдана, сколько всего их было?
— Это не вполне план Маршалла. Планом Маршалла была поддержка США Германии. Планов Маршалла за последние четыре года было предложено Украине сразу несколько. Таким же планом Маршалла можно называть и гражданскую инициативу Бундестага. Дмитрий Фирташ совместно с Федерацией работодателей Украины также заявлял о таком плане и поссорился по этому поводу с экс-премьером Яценюком. Был британский и французский варианты плана Маршалла, но все они наталкиваются на то, что есть определенная политика, которая сегодня ведется ЕС по отношению к Украине.
— А какая она, эта политика? Какие планы ЕС в отношении Украины?
— Отношения Украины и ЕС развиваются инерционными темпами последние пару лет. Там есть определенные продвижения в отношениях с Америкой на фоне прихода Трампа и постоянных перемен в его команде, но с ЕС отношения ровные и их нельзя назвать восходящими. Об этом говорит та же инициатива о введении дополнительной платы за въезд на территорию визового союза.
— По мнению некоторых экспертов, этот пункт изначально был включен в требования к безвизовому режиму, однако не освещался в СМИ.
— Возможно, что так и есть. И это только минус нынешним властям. Мы для себя понимаем, кто будет нести ответственность за такие условия договоренностей. Украинская власть сейчас делает все, чтобы до выборов эту тему не поднимать. Ведь это одно из безусловных достижений украинской власти. Можно, конечно, рассматривать безвиз как негатив в плане потери населения, но все-таки есть причины для трудовой миграции. И когда исчезает барьер, это не является проблемой, проблема в том, что есть мотив уезжать.
Речь идет о том, что поскольку отношения не восходящие, план Маршалла сейчас не будет тащить за уши даже украинская власть.
— На Украине все чаще говорят о том, что Киев не дождется в этом году даже транша МВФ, а план Маршалла предполагает 5 млрд долларов ежегодно. Трудно поверить, что вместо двух миллиардов, Украина получит все 5.
— План Маршалла конфликтует с заемным капиталом, который активно привлекает украинское правительство. Мы видим, что международные финансовые организации в обмен на свои условия предлагают кредитный план и именно он работает все 4 года в Украине. В первую очередь, он базируется на требованиях МВФ.
Очевидно, что и МВФ, и Всемирный банк любые предложения по плану Маршалла не очень заботят. Если бы я увидел в Европейском бюджете четкую сумму в 5 млрд, тогда можно было бы говорить о наличии денег и этом плане. Когда ЕС не дает кредит на 600 млн евро, сложно сказать, что вдруг будет выделено сразу несколько миллиардов. Если следовать логике политического дискурса, это возможно только после определенной смены власти в Киеве.
Я очень сомневаюсь в выделении денег МВФ. Думаю, предвыборная кампания будет дальше захлестывать ситуацию. Острого кризиса сейчас на Украине нет, говорить о том, что сейчас Украина падет не приходится. Поэтому никто в ЕС, пользуясь собственными соображениями безопасности, давать миллионы не будет.
— В конце прошлого года еврокомиссар Йоханнес Хан говорил, что без конкретных реформ, просто так деньги по этому плану выделяться не будут.
— Я план Маршалла не связываю с реформами. Это в каком-то смысле частная инициатива. Мы от Европы не видим даже заемных средств. Украина не будет требовать эти средства, а Европа не будет их предоставлять.
— Почему именно Литва стала инициатором нынешнего плана Маршалла?
— Литва последние несколько лет все время выступает в качестве защитника Украины. Парубий недавно ездил на столетие восстановление литовской независимости, выступил в Сейме. Раньше была Польша, а теперь Литва стала адвокатом Украины номер один в Европе. И эта функция ее устраивает. Здесь большую роль играет внешняя политика. Понятно, что у Литвы ограниченные возможности. Но на уровне Восточной Европы стать адвокатом Киева — это хороший внешнеполитический шаг для Грибаускайте и вообще для литовской политической верхушки.
— Можно ли провести параллель между реальным планом Маршалла, который предполагал восстановление экономики европейских стран в послевоенный период и сегодняшним планом для Украины. Помощь с целью ослабить врага в лице СССР, а сейчас противника в лице России?
В Германии был Людвиг Эрхард, а на Украине я такого человека не вижу. У нас при словосочетании "промышленная политика" нынешняя властная верхушка отмахивается и шарахается как от чего-то коммунистического. И в этом главная проблема нынешней власти в экономическом плане.