Во вторник глава Донецкой народной республики Александр Захарченко сообщил, что украинские военные с начала обострения обстановки в Донбассе потеряли 200 человек убитыми и около 300 ранеными. Это прямо расходится с теми данными, что приводят на этот счет украинские официальные лица. Например, ранее первый замначальника объединенного оперативного штаба украинской «АТО» генерал-майор Андрей Цветков заявил, что за время боев под Авдеевкой Вооруженные силы Украины потеряли 10 бойцов, еще 66 получили ранения.
В прошлый вторник заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин заявлял о перехваченных украинских данных о реальных потерях ВСУ только за несколько дней боев.
«Разведкой ДНР получен доклад начальника генштаба ВСУ Виктоpа Муженко о реальных потерях украинских силовиков за 29 и 30 января, представленный президенту Украины и ставший причиной его экстренного возвращения из Германии, — сказал Басурин. — Согласно имеющимся материалам, за указанный период в морги Украины поступили: в Селидово — 29 тел, Красноармейск — 41 тело, Новый Труд — 8 тел погибших и 14 раненых, Часов Яр — 62 раненых бойца», — цитирует его «Донецкое агентство новостей».
«Мы обнародуем эту информацию, чтобы дать возможность Петру Порошенко со временем лично, глядя в глаза матерям погибших и покалеченных военнослужащих, дать объяснения, ради каких амбиций он загубил столько людей и какую ему победу принесли свыше 70 отправленных на тот свет бойцов», — добавил Басурин.
В открытых источниках, в свою очередь, упоминаются украинские официальные данные о потерях за январь 2017 года. Согласно этим данным, всего украинские силовики потеряли 36 человек.
«Примерно так все и есть»
Как пояснил газете ВЗГЛЯД один из командиров ополчения ДНР, пожелавший сохранить анонимность, обычно потери противоположной стороны вычисляются «из разведданных, по факту нахождения трупов, а также по усредненным расчетам предполагаемых потерь при артиллерийской подготовке». По оценке собеседника, данные о двухстах погибших с украинской стороны очень похожи на правду.
«Скорее всего, примерно так все и есть», — сообщил боец.
Представитель Центра беспилотной авиации ДНР Александр Жучковский, в свою очередь, также считает, что данные, озвученные Захарченко, близки к реальности.
«Тем не менее надо учитывать, что точных данных о потерях украинской стороны никто не назовет. Нам зачастую бывает сложно посчитать, сколько людей потерял враг. Киев не называет точных данных о потерях, стараясь занижать количество погибших, чтобы не создавать панику», — рассказал он газете ВЗГЛЯД.
Жучковский сообщил, что при визуальных боевых контактах зачастую можно точно увидеть, сколько противников было уничтожено во время боя или после артобстрела. Однако, добавил Жучковский, по причине большого разброса погибших по линии фронта разведке бывает сложно подсчитать потери.
Киев занижает данные о своих потерях
Основатель движения «Донецкая республика», бывший спикер народного совета ДНР Андрей Пургин в разговоре с газетой ВЗГЛЯД затруднился предположить, откуда у Захарченко появилась информация о потерях украинских военных.
Он подтвердил, что сами киевские власти официально занижают данные о потерях в Донбассе. Он также не верит в возможность украинских СМИ получить данную информацию по официальным каналам. По его словам, у него самого возникли проблемы и трудности с получением таких данных.
«Причем эти данные нужны были для суда… То есть все это было официально. Я думаю, эти данные засекречены, поэтому можно сказать, что все эти цифры виртуальны. Можно сказать хоть 500, а можно — 100», — сказал Пургин газете ВЗГЛЯД.
По его словам, по указке спецслужб украинским средствам массовой информации приходится не разглашать данные о потерях в Донбассе.
«Данные очень закрытые. Эту статистику можно вести, но дадут ли ее озвучить? СБУ и прочие силовые структуры работают очень жестко. Даже большие похороны, которые недавно проходили на Майдане, рекомендовали не показывать во избежание нагнетания обстановки. И основная масса телеканалов предпочла не показывать. Это по факту цензура. Все все знают, но вы нигде эту информацию не найдете напечатанной», — пояснил Пургин.
Отметим, что во вторник о небоевых потерях противника сообщили и в народной милиции ЛНР.
«Во время подготовки очередной провокации при установке минных заграждений в «серой зоне» в районе населенного пункта Луганское из-за неумелых действий погибли двое военнослужащих 54-й бригады Вооруженных сил Украины», — сообщил агентству «Новороссия» официальный представитель народной милиции подполковник Андрей Марочко.
Еще трое, по словам Марочко, получили ранения.
Правда совсем не рядом
Дискуссии о количестве потерь с украинской стороны возникают не впервые. Данные начали расходиться еще с начала конфликта, причем разные силовые ведомства Украины приводили свои цифры. Информация о потерях Украины была изначально поставлена под сомнение и по той причине, что в эти цифры не входили данные о погибших в различных национальных батальонах и Нацгвардии. Бывший депутат Украины, спикер парламента Новороссии Олег Царев сообщал, что Киев в среднем занижает число военных потерь в 2-2,5 раза.
В конце прошлого года ВСУ активизировались на дебальцевском направлении. Если с киевской стороны говорили о том, что потери составили пять силовиков, а еще 16 получили ранения (такую цифру называл официальный представитель Минобороны Украины по вопросам военной операции Андрей Лысенко), то военный 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ называл совершенно другие цифры.
«У нас 25 «двухсотых» (имеется в виду «груз 200», то есть погибшие) было только за три часа боя. Это подтвержденная информация, я это лично видел. И где-то 35 «трехсотых» (раненые). Нас только шестеро, которые вышли из этого наступления», — говорил военнослужащий.
Впрочем, пресс-служба полка «Азов» приводила иные данные. Со ссылкой на информацию от волонтеров пресс-служба сообщала о гибели под Дебальцево как минимум 19 человек с украинской стороны.
А экс-глава МИД ДНР Александр Кофман утверждал, что потери украинской стороны в ходе последних боев под Дебальцево составили порядка 100 человек.
«Командование АТО вас обманывает. В результате наступления на позиции ДНР/ЛНР в сегодняшних боях погибло более 100 военнослужащих ВСУ. Более 400 с ранениями значительной степени тяжести доставлены в больницы Артемовска и далее», — утверждал Кофман.
О том, что Киев скрывает истинные данные потерь, говорили и международные эксперты, в частности в одном из отчетов о результатах работы Мониторинговой миссии ООН, опубликованном осенью 2014 года.
«Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине и ВОЗ считают, что данные о количестве погибших украинских военных, гражданских и членов вооруженных группировок занижались на протяжении всего периода проведения антитеррористической операции», — говорилось в отчете.
В качестве примера приводился факт, что СНБО Украины сообщал о 151 погибшем в период с 24 августа по 12 сентября 2014 года, в то время как в Минобороны Украины заявляли, что только в районе Иловайска и некоторых других местах наиболее интенсивных боев погиб 181 боец сил АТО.
«Уровень занижения военных потерь правительством можно заметить, сравнивая данные о раненых, предоставленные СНБО (3277), с числом военнослужащих, лечившихся в основных военных и гражданских лечебных учреждениях, расположенных в ближайших к боевым действиям областях — Днепропетровской, Харьковской и Запорожской. Их количество составляло не менее 4800 человек…» — говорилось в отчете.
Эксперты ООН пришли к выводу, что настоящее число жертв может превышать официально озвученную цифру по меньшей мере вдвое.
Никита Голобоков, Андрей Резчиков, Михаил Мошкин
Оригинал публикации