17 ноября Конституционный суд Украины приступил к слушанию по делу о конституционности закона «Об основах государственной языковой политики» от 2012 года. В то же время около здания суда активисты националистической партии «Свобода» требуют его отмены. По их мнению, закон способствует русификации Украины.
Согласно документу, в регионах, где представители национальных меньшинств составляют не менее 10% от численности населения, региональный язык может использоваться наравне с украинским, имеющим статус государственного. Для определения областей, на которые распространяется его действие, в ходе переписи населения задавали вопрос о родном языке.
Закон вступил в силу 10 августа 2012 года после того, как парламентарии поддержали эту инициативу в двух чтениях. Однако новый состав Верховной Рады, приступивший к работе после смены власти на Украине, признал закон «Об основах государственной языковой политики» утратившим силу. Депутаты проголосовали за отмену закона, но исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов отказался подписывать соответствующий закон, пока парламент не примет новый закон о языковой политике. Таким образом, на сегодняшний день закон от 2012 года остается в силе.
Однако в октябре 2014 года группа из 57 депутатов Верховной Рады, включая членов фракции «Свобода», обратилась в Конституционный суд с просьбой проверить закон «Об основах государственной языковой политики» на соответствие Основному закону страны. Политики считают, что его нормы создают условия для доминирования региональных языков над государственным.
«Я считаю, что сегодня это политические игры, попытка дешевого пиара. Закон действовал все это время, не вызывал никаких противоречий, поддерживается однозначно всеми международными организациями и во многом благодаря их позиции до сих пор не отменен», — заявил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Мнение Венецианской комиссии не в счет
Редакция издания Ukraina.ru попросила прокомментировать ситуацию заместителя губернатора Севастополя Вадима Колесниченко, который в 2012 году, будучи депутатом Верховной Рады от Партии регионов, был одним из авторов законопроекта «Об основах государственной языковой политики».
По его мнению, если Конституционный суд будет действовать в рамках Основного закона страны и международных обязательств Украины, то обращение останется без рассмотрения. Если же будет присутствовать политическая составляющая, то можно ожидать любого решения. В ходе заседания суд отклонил ходатайство инициаторов рассмотрения дела об отводе трех судей.
«Не знаю, как нужно извертеться, чтобы внести какие-то изменения в этот закон, поскольку я филигранно выписывал его в рамках европейских требований. Сейчас речь идет не о языке, а о правах человека. Согласно Конституции Украины, права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены. Следовательно, любое действие, направленное на пересмотр закона «Об основах государственной языковой политики», будет противоречить Конституции», — уточнил Колесников.
Он подчеркнул, что закон был рассмотрен Еврокомиссией и Венецианской комиссией — консультативным органом Совета Европы по конституционным вопросам. В решении Комитета министров Совета Европы сказано: «На Украине системно и массово нарушается право населения на использование своего родного языка — русского. <…> Комитет министров Совета Европы высказывает пожелание, что в ближайшее время Украина исправит ситуацию с ограничением прав русскоязычного населения на использование своего родного русского языка».
«Именно благодаря этому заключению нам удалось убедить Виктора Януковича внести закон на рассмотрение Верховной Рады. Я объяснил президенту, что если мы не будем реализовывать решение Комитета министров Совета Европы, то это станет веским аргументом для выступления депутатов Европарламента против его политики, направленной на евроинтеграцию Украины», — сказал Колесниченко.
Наперекор Европе
Решение о признании закона «Об основах государственной языковой политики» недействительным будет противоречить международным обязательствам Киева по защите языков этнических групп, проживающих на территории страны.
В 2003 году Украина ратифицировала Европейскую хартию о региональных языках, которая обязывает государства активно развивать использование этих языков во всех сферах общественной жизни: судебной системе, государственном управлении, экономике, трансграничном сотрудничестве, образовании, СМИ и культуре.
Каждые два года Генеральный секретариат Совета Европы представляет детальный доклад о выполнении требований Хартии каждой страной, присоединившейся к ней. Эксперты отметили, что после ратификации документа на Украине не было принято ни одного законодательного акта, направленного на реализацию положений Хартии.
Кроме того, украинские политики обращают внимание общественности на нарушение Киевом обязательств по защите региональных языков. Так, в сентябре 2016 года в Верховной Раде прошел форум, посвященный обсуждению мер по приданию особого правового статуса русскому языку и способам его защиты. Участники мероприятия приняли резолюцию, в которой отмечается, что Украина — это билингвальная страна, и потребовали предоставить русскому языку специальный правовой статус.
«Заставить народ в Одессе или восточных регионах говорить по-украински нельзя. Впрочем, конфликт в Крыму развился именно по причине навязывания украинского языка людям, хотя они привыкли говорить на русском. Нужно дать людям право говорить на том языке, который им удобен, на котором они думают», — заявил депутат Верховной Рады от партии «Оппозиционный блок» Александр Нечаев.
Говорить по-русски
По данным председателя правления международной общественной организации «Интернациональный союз» Дарьи Карякиной, на Украине насчитывается от 134 до 138 национальных меньшинств, наиболее многочисленные диаспоры — это русская, болгарская, белорусская, венгерская и крымскотатарская. Кроме них, на территории страны проживает много румын, гагаузов и представителей других этнических групп.
В результате принятия закона «Об основах государственной языковой политики» право на билингвизм получили 13 из 27 регионов страны. Таким образом, русский язык получил статус регионального в Одесской, Запорожской, Донецкой, Херсонской, Николаевской и Днепропетровской областях, а также в Одессе, Харькове, Херсоне, Николаеве, Запорожье, Днепропетровске, Луганске, Красном Луче (Луганской области), а также Севастополе (на тот момент входил в состав Украины). Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) — в селе Тарасовцы Черновицкой области, румынский — в селе Белая Церковь (Закарпатье).
Неудивительно, что решение Верховной Рады об отмене закона «Об основах государственной языковой политики» вызвало шквал негодования среди различных этнических групп на Украине, прежде всего на юге и юго-востоке страны, ведь у них фактически отняли инструмент сохранения языка и культуры.
«Нарушителями спокойствия в 2014 году были Донбасс и Крым, которые сейчас дистанцированы от украинской политики», — заявил Колесников.
В условиях, когда в половине регионов страны в той или иной мере проживают представители различных этнических групп, которые отстаивают свое право на сохранение собственной культуры, власти Украины могли бы перенять опыт стран, которые сделали ставку на билингвизм и не прогадали.
Например, в Бельгии, где общество практически поровну разделено на фламандцев и валлонов, статус государственного имеют не только нидерландский и французский, но и немецкий языки. Кроме того, распределение мест в органах государственной власти происходит на пропорциональной основе между представителями всех языковых групп, таким образом, например в парламенте, представлены интересы носителей всех трех языков.