Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, на днях вернувшаяся с молитвенного завтрака президента США, рассказала в эфире телеканала NewsOne о проекте введения миротворческой миссии ООН, который рассматривает Белый дом. По её словам, инициативу планируется реализовывать поэтапно, причём это займёт не так много времени.

«Первый этап — международная миротворческая миссия, которая зафиксирует и защитит миссию ОБСЕ на линии разграничения. Всего на несколько недель, не больше. И даст возможность вывести ещё через открытую границу между Украиной и Россией все агрессивные силы, вооружение тяжёлое, то есть практически демилитаризировать территорию», — заявила она.

На втором этапе планируется ввести международную гражданскую администрацию, которая установит полный контроль над системой управления в народных республиках и распространит действие украинских законов. На завершающем этапе, по её словам, международные миротворческие силы передвинутся на российско-украинскую границу и таким образом зафиксируют демилитаризацию территории.

Американский проект в украинской интерпретации

«Тимошенко, которая имеет президентские амбиции, должна была «вставить свои пять копеек» в этот вопрос. Я думаю, на её слова обратят внимание, но вряд ли эта идея будет реализована. Важно показать, что она рукоподаваема, что с ней обсуждают такие стратегические вопросы, что она политик премьер-лиги. Период, пока Тимошенко сидела и ждала развития ситуации, заканчивается, она вступает в активную фазу борьбы за президентский пост», — заявил в интервью изданию Ukraina.ru руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв.

По мнению политолога, на сегодняшний день глава «Батькивщины» наравне с действующим главой государства Петром Порошенко и лидером группы «Океан Эльзы» Святославом Вакарчуком входит в американский шорт-лист претендентов на высший государственный пост. Однако США реально смотрят на ситуацию и осознают, что вокалист не набрал нужную форму, чтобы бороться за победу на предстоящих выборах, поэтому реальные шансы имеют только два кандидата.

В свою очередь, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов отметил схожесть тезисов Тимошенко с утечками информации по итогам последнего раунда переговоров помощника президента РФ Владислава Суркова и спецпредставителя Госдепартамента по Украине Курта Волкера 26 января, однако некоторые детали в корне отличаются друг от друга.

«Тимошенко часто перевирает информацию, подчёркивая то, что выгодно ей. Ключевое значение имеют параллельность расширения миротворческой миссии и увязка с выполнением пунктов Минских соглашений, а в заявлении Тимошенко этого нет. Как я понимаю, Волкер и Сурков договорились о параллельности в принципе, но не договорились о конкретных шагах на конкретных этапах. Слова Тимошенко укладываются в более ранние заявления Волкера и других американских политиков. Как видим, на последних переговорах позиция несколько скорректировалась. Тимошенко, с одной стороны, это учла, но с другой, информация подаётся, как будто эти процессы не являются настолько параллельными, как договорились в Дубае», — сказал эксперт в интервью изданию Ukraina.ru.

Сближение позиций? О чем говорит встреча Суркова и Волкера
Сближение позиций? О чем говорит встреча Суркова и Волкера
© Twitter/Kurt Volker

По итогам переговоров Волкер сообщил журналистам, что стороны провели детальную дискуссию об урегулировании конфликта в Донбассе, но не принимали никакого документа о работе миротворческой миссии и не обсуждали ни численность, ни состав контингента. По словам американского дипломата, Вашингтон настаивает на том, чтобы мандат миротворцев не ограничивался только защитой наблюдателей ОБСЕ, а включал размещение на всей территории боевых действий, в том числе на границе с Россией.

Когда среди товарищей согласия нет

Возможность привлечения международных сил к урегулированию конфликта на юго-востоке Украины обсуждается на протяжении нескольких месяцев, однако до сих пор не согласованы ни мандат миссии, ни её состав, ни её численность. Как ожидается, 17 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности будет представлен доклад эксперта ООН при Колумбийском университете Ричада Гоуана и бывшего генсекретаря НАТО Андерса фог Расмуссена, которые рекомендуют ввести в Донбасс миссию в составе 20 тысяч военных и 4 тысяч полицейских, а также привлечь ряд европейских стран, например Швецию, представителей государств, имеющих опыт миротворческих операций, таких как Бразилия, а также стран, которым доверяет Россия, например Белоруссию.

Минск не против выступить не только в качестве площадки для переговоров Контактной группы, но и направить свою миротворческую роту численностью 100 человек, если эту инициативу одобрят президент страны Александр Лукашенко и Совет безопасности ООН, а также при согласии самих военных. На участие в миротворческой миссии также рассчитывает ещё одна страна, играющая важную роль в переговорном процессе — Германия. Уполномоченный Бундестага по вопросам вооружённых сил Ханс-Петер Бартельс заявил о намерении немецких военных войти в состав миссии ООН.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался комментировать проект Расмуссена до публикации, а заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин подчеркнул, что положения документа весьма слабо соотносятся с минскими договорённостями, которые по-прежнему остаются основой для политического решения кризиса на Украине. Дипломат также напомнил, что на рассмотрении Совета Безопасности ООН находится российский проект резолюции.

«Это, конечно, не тот вариант, который изначально предлагала Москва, поскольку он предлагает демонтаж ЛНР и ЛНР и создание там международной администрации. Доклад Расмуссена действительно не касается решения ряда вопросов по Минским соглашениям. Он не представляет собой мирный план, а предлагает концепцию миротворческой миссии, но без какой-то увязки. Расмуссен — помощник Порошенко, значит, выступает с украинско-американской идеей, оформленной как международно-экспертное, для того, чтобы попытаться лучше продать и в России, и на Украине», — сказал Попов.

Однако даже в случае утверждения состава, численности и мандата миссии ООН возникает другой фактор. Для приглашения иностранных вооружённых подразделений на территорию Украины необходимо согласие Верховной Рады и воюющих сторон. Киев считает участником конфликта в Донбассе не ополченцев, а Россию. Однако, если стороной считать Москву, тогда должна быть объявлена война между двумя странами, в противном случае украинским властям придётся признать ДНР и ЛНР стороной конфликта и, следовательно, факт гражданской войны.
«В Минских соглашениях сделан акцент на внутреннем характере конфликта, а пропагандистские силы трансформировали его в «противостояние с ОРДЛО». Всё-таки уровень договорённостей, имеющих международно-правовой характер, более высокий, поэтому рассуждения о противостоянии с Россией носят пропагандистский характер, на Запад они уже не продаются, но всё же пользуются спросом среди украинского электората. На Украине вся политика гибридная, то есть сегодня никто не признаёт ДНР и ЛНР, а завтра по факту начнётся диалог, при этом будут рассказывать, что никто их не признаёт. Для нынешней Украины это нормально», — заявил Золотарёв.

Запад и Россия решат за Украину, как и где размещать миротворцев
Запад и Россия решат за Украину, как и где размещать миротворцев
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк

По словам Попова, поскольку ДНР и ЛНР никто не признаёт, в том числе Россия, с одной стороны, их формального разрешения не нужно, но с другой, с учётом мандата миссии ООН по каким-то формальным каналам во время гражданских войн всегда прорабатывается приемлемость миссии для всех участников конфликта, чтобы она не оказалась сразу под огнём другой стороны. В связи с этим без формального согласия ДНР и ЛНР миссия не сможет начать свою работу, но Запад будет подавать это как необходимость получения согласия только России, а Киев — как согласие «оккупационной российской администрации».

В то же время единого взгляда на работу миротворцев нет и внутри политического истеблишмента Киева. Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука сомневается, что этот вопрос удастся согласовать в ближайшее время из-за сложности самой процедуры и внутренней бюрократии ООН. Министр обороны страны Степан Полторак констатировал, что обсуждение проекта миротворческой миссии застопорилось. Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко также сомневается, что миссия отправится в Донбасс в ближайшее время, поскольку Россия настаивает на реализации своего проекта резолюции.

«Внутри украинского общества есть сопротивление введению миротворцев. В стране сформировалась инфраструктура войны, которая зарабатывает не только политические дивиденды, но и хорошие деньги. Естественно, заинтересованные политики будут спекулировать на ура-патриотических лозунгах до победного конца и рассказывать о хорватском варианте, они прекрасно понимают, что любой вариант мирного урегулирования обнулит «партию войны». Более того, рано или поздно встанет вопрос об ответственности некоторых политических деятелей», — объяснил Золотарёв.

Ждать или не ждать — вот в чём вопрос

Исследование на тему миротворческой миссии в Донбассе также провёл Гудзоновский институт, специализирующийся на изучении оборонной политики и отношениях с СССР и Россией. В докладе «Могут ли Объединённые нации объединить Украину?» эксперты подчеркнули, что контингент на юго-востоке страны должен способствовать достижению трёх целей: созданию стабильной и безопасной обстановки в регионе, созданию условий для проведения выборов депутатов Верховной Рады от восточной Украины, обеспечению общественного порядка и условий для реинтеграции после проведения выборов.

Украина без Порошенко: американцы выстраивают новую конфигурацию власти в стране
Украина без Порошенко: американцы выстраивают новую конфигурацию власти в стране
© @SpecRepUkraine

При этом авторы считают, что шанс на развёртывание полномасштабной операции с участием представителей стран Евросоюза или НАТО крайне низок, а более вероятно введение военных и полицейских формирований, а также гражданского персонала из государств, не входящих в ЕС, стран Латинской Америки и постсоветского пространства. В документе также говорится, что Киеву придётся согласиться на весьма значительный уровень международного контроля над парламентскими выборами, согласно Минским соглашениям, а для выработки компромиссов между сторонами конфликта потребуется динамичный международный политический лидер, возможно, специальный представитель генерального секретаря ООН.

«Киев утратил какую-либо способность к выдвижению собственных инициатив по мирному урегулированию, а миротворческий процесс отдан на откуп третьим странам и, более того, чиновникам второго эшелона типа Волкера и Суркова. В Киеве чётко говорят о нежелании выполнять «Минск», и все прекрасно видят, что у Порошенко нет стратегического ресурса для реализации соглашений. В такой ситуации дальнейшее продвижение мирного процесса, очевидно, увязывается с тем, что будет после ухода Порошенко и прихода к власти другой фигуры с более гибким и компромиссным подходом», — подвёл итог Золотарёв.