Измаил Срезневский: выдающийся филолог и основоположник слобожанского краеведения
© commons.wikimedia.orgИзмаил Иванович Срезневский

13 июня 1812 года в Ярославле родился будущий академик Измаил Иванович Срезневский. Впрочем, его отец, профессор Демидовского лицея Иван Евсеевич, уже знал, что сын будет расти и учиться в Харькове и во многом продолжит его научные изыскания
В селе Срезневе, что возле Старой Рязани (ныне — Шиловский район Рязанской области), со времён Ивана Грозного как минимум священниками были представители одной и той же семьи. Отсюда в 1782 году 12-летний сын отца Евсевия за семь десятков вёрст пешком пошел за знаниями в Рязань. Когда в семинарии спросили фамилию поповича, он ответил: "Из Срезнева я, срезневский".
Так и появилась фамилия, которая обозначает как минимум три поколения русских профессоров.
После окончания семинарии Иван Евсеевич продолжил образование в Московском университете. Туда он тоже отправился пешком, имея на руках все необходимые для этого документы, и прежде всего – увольнение от духовного звания. 22-летний переросток 29 апреля 1792 года был принят в разночинское отделение университетской гимназии, а 30 июля того же года – в число студентов университета на словесное отделение философского факультета.
Там "рязанский Ломоносов" обратил внимание литератора Михаила Хераскова своими переводами Овидия, которые потом почти сто лет были образцовыми пособиями для изучения латыни в гимназиях и университетах.
В 1794 году Михаил Матвеевич передал Екатерине Великой посвящённую ей "Оду пчелиной матке" Срезневского. Однако для карьеры будущего ученого мужа одобрение государыни оказалось даже во вред. В царствование Павла Срезневский-отец работал частным учителем у князя Гагарина и преподавал латынь сначала в учительском институте при университете, а затем в университетской гимназии.
При Александре I Павел Демидов открыл за свои средства в Ярославле Демидовское училище высших наук. Там Срезневский преподавал эстетику, историю еврейской и греческой литературы, риторику и поэтику, позже логику, занимался с студентами чтением классиков и переводами на латинский с русского, наблюдал за библиотекой и некоторое время был проректором училища. Но своей кафедры Ивану Евсеевичу не давали.
В 1811 году по предложению министра народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского совет Харьковского университета избрал Ивана Срезневского профессором кафедры российского красноречия и поэзии. Переезд из Ярославля был отложен по причине беременности супруги профессора. Когда Измаилу было несколько недель от роду, семейство Срезневских тронулось в путь.
Университет учредил в 1812 году первую местную газету — "Харьковский еженедельник". Выходила она каждую субботу тиражом в 600 экземпляров в формате 1/2 печатного листа.
При выпуске первого номера университетскому цензурному комитету пришлось не только проверять статьи на благонадежность, но и работать корректором. Именно блюстители порядка обнаружили в рукописи "множество погрешностей против русской речи и грамматических ошибок". Увы, вышло лишь двенадцать номеров газеты.
До выхода следующей газеты — "Харьковских известий" — пришлось ждать почти пять лет.

29 января, 16:00История
Как губернатор артачился, а Гёте подбирал кадры: 220 лет Харьковскому университету29 января 1805 года харьковцы праздновали открытие университета. Пожалуй, со времени визита матушки государыни в 1788 году губернский город не видел таких торжеств. Как же получилось, что первый университет на юге России открыли именно в Харькове? Ведь были и другие проектыЕщё одно важное событие в губернском городе — открытие института благородных девиц. Соответственно, местная общественность наконец-то озаботилась о том, что дворянских дочек можно готовить к замужеству не только на кухне, но и в учебном заведении.
Иван Евсеевич прекрасно прижился в Харькове, но в 1819 году он скончался.
Профессорская вдова не стала отдавать Измаила в гимназию, и сама готовила его к поступлению в университет, куда он поступил в возрасте четырнадцати лет.
И профессура, и губернатор Василий Муратов, и деятельный брат губернского предводителя Григорий Квитка, известный как литератор Грыцько Основьяненко, были поражены знаниями юного дарования. Они и представили мальчика самому государю. Любил пообщаться с необычным студентом и попечитель учебного округа Алексей Алексеевич Перовский — бастард министра Разумовского и сам блестящий литератор, автор сказки "Чёрная курица, или Подземные жители". Он показывал Срезневского своему племяннику гр. А.К. Толстому, приговаривая: "Вот смотри, Алёшенька, какие дети бывают, и ты не плошай!" Любимым учителем Срезневского был профессор-юрист Пётр Гулак-Артемовский, будущий ректор и малороссийский виршеплёт.
Измаил много путешествует. В Харьковской, Полтавской и Екатеринославской губерниях он старается заглянуть в каждое село, записать местные говоры и образцы семейной памяти. Тогда же он анализирует и словацкие песни, и жаргон странствующих торговцев – офеней. Так складывается его основной научный интерес – сравнительное изучение славянских языков и наречий.

20 февраля, 08:02История
Василий Перовский: 230 лет благодетелю Оренбуржья и "сатрапу" Тараса Шевченко20 февраля 1795 года родился граф Василий Алексеевич Перовский – видный государственный деятель Российской империи, участник Бородинского сражения, один из основоположников русской экспансии в Среднюю Азию. Он был дружен с Пушкиным и Гоголем, а Лев Толстой хотел написать о нём романИтак, семнадцатилетний чиновник благородного собрания и по совместительству преподаватель в частном пансионе Де Роберти начинал самостоятельную жизнь. Его магистерской диссертацией стало первое в Харькове политологическое сочинение — "Опыт о сущности и содержании теории в науках политических" (Харьков, 1837). После этого 25-летний Измаил становится адъюнктом профессора по кафедре политической экономии и статистики на 1-м отделении философского факультета Харьковского университета.
В 1839 году Срезневский защищает и докторскую диссертацию "Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии". Так он становится в 27 лет самым молодым профессором.
Под влиянием Гулака-Артемовского он увлекся малорусской словесностью и историей того края, куда прибыл младенцем. И Измаилу страшно повезло! Ведь Квитка-Основьяненко дал почитать и скопировать ему записки деда и дяди — достаточно подробную семейную летопись со времён основания края и первую попытку истории Харьковского полка. И другие местные помещики тоже пустили Измаила к своим семейным бумагам.
В 1839 году он публикует первый сводный труд по истории Слобожанщины — "Историческое обозрение гражданского устроения Слободской Украины".
База, на которой создавалось это произведение, была уникальной. Позднее профессор Дмитрий Багалей сокрушался: "В руках Срезневского были такие материалы, которые теперь бесследно исчезли… к несчастью, И. И. Срезневский не сделал из них никаких извлечений для приложения к своему труду". На базе этого труда и выросла вся краеведческая литература губернии.
В том же году Срезневский отправляется за границу. С 1839 по 1842 год путешествовал по славянским землям. Чехия, Моравия, Хорватия, Крайна, Штирия, Резия, Сербия и Черногория, Далмация, Лужицы, Галиция, Венгрия… Везде он общается и с крестьянами, и с местными исследователями, записывает и сравнивает.
В Черногории он узнаёт о подвиге своего харьковского знакомого — офицера Егора Ковалевского.
Егору Петровичу пришлось принимать участие в пограничных схватках с австрийцами. Понимая, что может быть наказан за это по возвращении в Россию, он, следуя рекомендации князя Александра Горчакова, подал подробную объяснительную записку Николаю I. Прочтя её, государь начертал на полях: "Капитан Ковалевский поступил как истинный русский".
Позднее, уже в Петербурге, Измаил Иванович будет вместе с Егором Петровичем и его старшим братом Евграфом заседать в Императорском русском географическом обществе.
Из походов он регулярно писал письма матери и отчеты министру народного просвещения Сергею Уварову, а также статьи в журнал "Отечественные записки".

Вчера, 16:03История
"Запорожец за Дунаем" – как позаимствованная у Моцарта музыка кинооперой стала19 июля 1953 года в Киеве состоялась премьера, пожалуй, самой известной экранизации украинской оперы "Запорожец за Дунаем". Опера эта имеет очень глубокую историческую подоплёку, а потому, в симбиозе с кинематографом, получила "второе дыхание" и стала одним из самых популярных украинских музыкальных произведенийВернувшись из-за границы осенью 1842 года, Срезневский занял новую кафедру славистики в Харькове. Тогда же он женился на дочери статского советника Екатерине Фёдоровне Тюриной. В честь тестя учёного, учителя математики в 1-й мужской гимназии, и поныне в Харькове зовётся исторический район, где он построил первый дом – Тюринка. У них родилось восемь детей, среди которых трое стали академиками и членами-корреспондентами АН, а пятеро – профессорами.
В 1846 году скончался профессор кафедры славистики Санкт-Петербургского университета Пётр Иванович Прейс, и Измаил Иванович стал хлопотать о переводе в столицу. И министр Уваров, и профессура поддержали его ходатайства. Эту кафедру он занимал до самой смерти 21 февраля 1880 года. Там он дослужился до чина тайного советника и был избран действительным членом Академии наук.
Множество научных трудов, исследования древнерусского языка и активная преподавательская деятельность пришлись на петербургский период его творчества. Среди его учеников были не только филологи, но и радикалы Чернышевский и Добролюбов. Правда, их деятельность Измаил Иванович не одобрял:
"Они там, в "Современнике", хотят революцию сделать! Я думаю, все честные люди должны собраться и сделать контрреволюцию и крестовый поход против невежества".
Срезневский впервые сформулировал требование исторического изучения языка в связи с историей народа и высказал мысли о времени образования восточнославянских наречий и говоров. В 1849 году он писал:

15 сентября 2024, 16:00История
"Крестный отец" Киевской Руси: 220 лет Михаилу МаксимовичуМихаил Александрович Максимович был одним из последних представителей поколения энциклопедистов – знаменитый ботаник, этнограф, филолог, историк, издатель и даже администратор. Причём свои лучшие профессиональные качества ему удалось проявить и в Москве, и в Киеве"Доказывая, что народный язык русский теперь уже далеко не тот, что был в древности, довольно обратить внимание на его местные оттенки, на наречия и говоры, в которых его строй и состав представляются в таком многообразном развитии, какое, конечно, никто не станет предполагать возможным для языка древнего, точно так же как никто не станет защищать, что и наречия славянские и все сродные языки Европы всегда различались одни от других настолько, насколько различаются теперь.
Давни, но не исконны черты, отделяющие одно от другого наречия северное и южное — великорусское и малорусское; не столь уже давни черты, разрознившие на севере наречия восточное — собственно великорусское и западное — белорусское, а на юге наречие восточное — собственно малорусское и западное — русинское, карпатское; ещё новее черты отличия говоров местных, на которые развилось каждое из наречий русских.
Конечно, все эти наречия и говоры остаются до сих пор только оттенками одного и того же наречия и нимало не нарушают своим несходством единства русского языка и народа".
Измаил Иванович с детьми несколько раз бывали в селе Срезневе, где служили в храме их предки. Там, на старом церковном погосте, рядом с пращурами он и повелел похоронить себя. Захоронение сохранилось, в селе открыт музей. Портреты И. Срезневского висят и в Харькове — в университете и историческом музее.
Подписывайся на