https://ukraina.ru/20221122/1041075139.html
Хроника энергетической войны: последние события
Хроника энергетической войны: последние события - 03.02.2023 Украина.ру
Хроника энергетической войны: последние события
Украина.ру, 03.02.2023
2022-11-22T05:46
2022-11-22T05:46
2023-02-03T16:47
эксклюзив
энергетика
катар
германия
польша
стокгольмский арбитраж
хроника энергетической войны
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103395/00/1033950083_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_953ea54c49453902607380441a42dbd9.jpg
С конца февраля 2022 года в британские порты прибыло 39 танкеров с российской нефтью стоимостью свыше 200 миллионов фунтов стерлингов, однако эти поставки не были классифицированы как российские.Великобритания продолжает закупки нефти из России, а ЕС — дизельное топливоВеликобритания по-прежнему осуществляет закупки российской нефти, несмотря на утверждения Лондона о прекращении поставок из РФ. Об этом сообщила 20 ноября британская газета The Sunday Times.По данным издания, с конца февраля 2022 года в британские порты прибыло 39 танкеров с российской нефтью стоимостью свыше 200 миллионов фунтов стерлингов (238 миллиона долларов США), однако эти поставки не были классифицированы как российские.В июне и июле поставки нефти из РФ в Соединенное Королевство оценивались в 80 млн фунтов стерлингов (95 млн долл. США), при этом в официальной отчетности указывается, что Великобритания вообще не покупала нефть у России в рассматриваемый период.Журналисты издания выяснили, что поставки де-факто российской нефти в британской документации проходили как европейские, поскольку перевозимый из одного из портов России (например, Туапсе или Новороссийска) груз перегружался с одного судна на другое в одной из стран Евросоюза (например, Греции, Германии или Нидерландах), а затем уже попадал в Соединенное Королевство. При этом в Эстонии российская нефть перегружалась прямо на нефтяном терминале.Формально подобная схема не нарушает действующие морское законодательство: в Великобритании компании должны указывать страну отправки нефти, а не её производителя. Всего же с марта общий объем поставленной российской нефти в Великобританию оценивается в 778 млн фунтов стерлингов (925 млн долл. США) – хотя весной этого года Кваси Квартенг, занимавший тогда должность министра по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Соединенного Королевства, сообщил, что страна откажется импортировать нефть и нефтепродукты из РФ к концу 2022-го.По официальным данным, инфляция в Великобритании в октябре 2022 года увеличилась до 11,1% в годовом исчислении. Её провоцирует резкий рост цен на продукты питания, топливо и электроэнергию на фоне конфликта на Украине и противостояния России и Запада.В странах Европейского Союза, где инфляция также в основном превысила двухзначный уровень, местные трейдеры стремятся закупить российское дизельное топливо до вступления в силу эмбарго ЕС на нефтепродукты. Об этом 21 ноября сообщило британское агентство Reuters со ссылкой на данные аналитических компаний Vortexa и Refinitiv.Загрузка российского дизельного топлива, предназначенного для региона хранения Амстердам — Роттердам — Антверпен (ARA) в ноябре 2022 года ощутимо выросла. Закупки в хранилище ARA в первой половине месяца выросли до 215 тысяч барр./сутки, то есть составили на 126% больше, чем месяцем ранее, сообщили в Vortexa. По данным Refinitiv, доля российского автомобильного топлива в общем импорте Европы в ноябре выросла до 44%, тогда как в октябре она составляла 39%.Этот рост обусловлен вступлением в силу с 5 февраля 2023 года эмбарго ЕС на морские поставки российских нефтепродуктов, которое последует за запретом на российскую нефть, вступающим в силу 5 декабря 2022-го.ЕС придется найти 500-600 тыс. барр./сутки, чтобы компенсировать потерю российских объемов, отметил аналитик рынков нефтепродуктов и переработки FGE Юджин Линделл. Эти объемы могут прийти из США, стран Ближнего Востока и Индии, но в целом возможности поставок дизельного топлива из других источников для ЕС ограничены.Суды в Стокгольме и Варшаве вынесли решение в пользу «Газпрома»На минувшей неделе стало известно, что по итогам разбирательств между компанией Gasum (Финляндия) и российским «Газпром экспортом» арбитражный суд в Стокгольме обязал финского выплатить задолженность — более 300 миллионов евро за поставки газа в связи с неисполнением обязательства «бери или плати», а также проценты за просрочку оплаты. Но главное — арбитраж признал издание Указа Президента РФ № 172 от 31 марта 2022 года о переходе на оплату за газ в рублях обстоятельством форс-мажора по контракту.«Газпром экспорт» считает, что таким образом подтверждена правомерность приостановки поставок природного газа в случае неосуществления покупателем оплаты в рублях. Но решения арбитража недостаточно для возобновления поставок российского трубопроводного газа в Финляндию, максимум, что он смог сделать, — обязал обе компании продолжить переговоры. При этом, согласно решению, Gasum не обязана производить оплату ни в рублях, ни в соответствии с предложенным порядком оплаты.Россия являлась традиционным поставщиком природного газа для Финляндии. 19 ноября 2021 года исполнилось 50 лет со дня заключения первого контракта на поставку российского газа в Финляндию. Потребление газа в Финляндии составляет порядка 2,3–2,5 миллиарда кубометров в год, практически весь этот объем исторически обеспечивался российскими поставками.На фоне пандемического кризиса в 2020 году поставки газа в Финляндию сократились на 34,5%, до 1,609 млрд куб. м. В начале 2021-го объемы стали восстанавливаться, увеличившись по итогам первого полугодия на 35,6% в годовом сравнении до 1,035 млрд кубометров.21 мая 2022 года «Газпром» сообщил, что в предыдущем году «Газпром экспорт» поставил Gasum 1,49 млрд куб. м. газа, что составило 2/3 от общего объема потребления газа в Финляндии. То есть, несмотря на рост в начале года, в целом по 2021-му поставки снизились на 7,4%, что может быть обусловлено значительно выросшими ценами на газ в Европе. В тот же день, 21 мая 2022-го, поставки трубопроводного газа из России в Финляндию были остановлены из-за нежелания газотрейдера Gasum осуществлять его оплату в рублях.Решение арбитража в Стокгольме может повлиять на желание других бывших контрагентов судиться с «Газпромом». Так, концерн Uniper, крупнейший импортер газа в Германии, в сентябре заявлял, что рассматривает возможность подачи иска в Стокгольмский арбитраж против «Газпрома». Согласно письму, которое тогда обнародовало агентство Reuters, Uniper «рассмотрит подобные иски о возмещении ущерба против Газпрома и, если есть большая вероятность успеха, попытается добиться их исполнения».Однако с тех пор финансовые проблемы Uniper стали настолько критическими, что концерну явно не до тяжб с «Газпромом». На минувшей неделе стало известно, что Uniper фактически будет национализирован правительством Германии.При этом 21 ноября польские СМИ сообщили, что суд по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей Польши отменил решение о наложении штрафов на «Газпром» и пять европейских компаний, ответственных за строительство «Северного потока — 2». Польское управление по конкуренции и защите прав потребителей (UOKiK) уже заявило, что обжалует решение суда.В 2020 году UOKiK оштрафовал «Газпром» более чем на 29 миллиардов злотых (6,33 миллиарда долларов) за строительство газопровода «Северный поток — 2» без согласования с Варшавой. Польский регулятор также наложил общий штраф в размере 234 миллионов злотых на пять других компаний, привлеченных к финансированию проекта — австрийскую OMV, французскую Engie Energy, британско-голландскую Shell, а также немецкие Uniper и Wintershall.Сжиженный газ, на который рассчитывала Германия, уйдёт в КитайКомпания QatarEnergy подписала 27-летнее соглашение о продаже сжиженного природного газа (СПГ) с китайской Sinopec, что является самым длительным в истории сделок по сжижению природного газа. Об этом 21 ноября сообщил агентству Reuters глава QatarEnergy, министр энергетики Катара Саад аль-Кааби.По словам аль-Кааби, речь идёт о первом соглашении по продаже газа с Северного месторождения, объёмы поставок для китайской компании Sinopec составят 4 миллиона тонн в течение 27 лет. В 2022 году Катар обеспечил примерно 22% спроса Китая на СПГ.«Это означает, что долгосрочные сделки заключены и важны как для продавца, так и для покупателя. Мы очень рады этой сделке с Sinopec, потому что это поднимает наши отношения на новые высоты. Переговоры с другими покупателями в Китае, Европе и во всем мире, которые хотят обеспечить безопасность поставок, продолжаются. Я думаю, что недавняя волатильность заставила покупателей понять важность долгосрочных поставок», — сказал он.Переговоры о долевом участии в проекте расширения добычи газа на шельфе Персидского залива, свою часть которого Катар называет «Северны», а Иран — «Южный Парс», страны региона продолжают с несколькими контрагентами, в том числе из Китая. Ранее в этом году QatarEnergy подписала сделки по строительству шести линий сжижения газа, которые позволят увеличить мощности Катара по производству СПГ до 126 миллионов тонн в год к 2027-му — с нынешних 77 млн т / год.Подписанием соглашения с Китаем Катар сделал недвусмысленный намёк Германии, что не собирается поставлять СПГ на условиях Берлина. В сентябре министр иностранных дел Катара Мохаммед бин Абдулрахаман в интервью Bloomberg Television заявил, что «между Qatar Energy и коммерческими структурами в Германии ведутся переговоры».Велись они с начала весны, и главной проблемой все это время был вопрос продолжительности действия контрактов: в Берлине хотели ограничиться двумя-тремя годами, а в Дохе требовали подписания соглашения сроком как минимум на 20 лет. Не могли договориться стороны и о цене, потому что власти Катара хотели привязать их не к нефти, как обычно, а к ценам газа на голландском хабе.Хотя также в сентябре Reuters сообщило, что немецкие энергетические компании RWE и Uniper близки к заключению долгосрочных контрактов на поставки СПГ из Катара — на срок 15 лет с поставками с 2026 года — однако документы до сих пор не подписаны.Ранее в Катаре заявляли, что не смогут поставками своего сжиженного газа компенсировать снижение поставок трубопроводного газа. А 1 ноября Саад аль-Кааби пригрозил, что Катар остановит поставки газа в Европу, если страны ЕС все-таки введут потолок цен на газ из России. «Вмешательство в рынки нарушило бы правила конкуренции и поставило бы под угрозу инвестиции в добычу газа. Свободный рынок — всегда лучшее решение», — подчеркнул тогда министр энергетики Катара.
https://ukraina.ru/20210819/1032091346.html
https://ukraina.ru/20221122/1041065717.html
https://ukraina.ru/20221108/1040558366.html
катар
германия
польша
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103395/00/1033950083_148:0:1588:1080_1920x0_80_0_0_6a4fa6545f589b91ac061c95fdc31770.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, энергетика, катар, германия, польша, стокгольмский арбитраж
С конца февраля 2022 года в британские порты прибыло 39 танкеров с российской нефтью стоимостью свыше 200 миллионов фунтов стерлингов, однако эти поставки не были классифицированы как российские.
Великобритания продолжает закупки нефти из России, а ЕС — дизельное топливо
Великобритания по-прежнему осуществляет закупки российской нефти, несмотря на утверждения Лондона о прекращении поставок из РФ. Об этом сообщила 20 ноября британская газета The Sunday Times.
По данным издания, с конца февраля 2022 года в британские порты прибыло 39 танкеров с российской нефтью стоимостью свыше 200 миллионов фунтов стерлингов (238 миллиона долларов США), однако эти поставки не были классифицированы как российские.
В июне и июле поставки нефти из РФ в Соединенное Королевство оценивались в 80 млн фунтов стерлингов (95 млн долл. США), при этом в официальной отчетности указывается, что Великобритания вообще не покупала нефть у России в рассматриваемый период.
Журналисты издания выяснили, что поставки де-факто российской нефти в британской документации проходили как европейские, поскольку перевозимый из одного из портов России (например, Туапсе или Новороссийска) груз перегружался с одного судна на другое в одной из стран Евросоюза (например, Греции, Германии или Нидерландах), а затем уже попадал в Соединенное Королевство. При этом в Эстонии российская нефть перегружалась прямо на нефтяном терминале.
Формально подобная схема не нарушает действующие морское законодательство: в Великобритании компании должны указывать страну отправки нефти, а не её производителя. Всего же с марта общий объем поставленной российской нефти в Великобританию оценивается в 778 млн фунтов стерлингов (925 млн долл. США) – хотя весной этого года Кваси Квартенг, занимавший тогда должность министра по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Соединенного Королевства, сообщил, что страна откажется импортировать нефть и нефтепродукты из РФ к концу 2022-го.
По официальным данным, инфляция в Великобритании в октябре 2022 года увеличилась до 11,1% в годовом исчислении. Её провоцирует резкий рост цен на продукты питания, топливо и электроэнергию на фоне конфликта на Украине и противостояния России и Запада.
В странах Европейского Союза, где инфляция также в основном превысила двухзначный уровень, местные трейдеры стремятся закупить российское дизельное топливо до вступления в силу эмбарго ЕС на нефтепродукты. Об этом 21 ноября сообщило британское агентство Reuters со ссылкой на данные аналитических компаний Vortexa и Refinitiv.
Загрузка российского дизельного топлива, предназначенного для региона хранения Амстердам — Роттердам — Антверпен (ARA) в ноябре 2022 года ощутимо выросла. Закупки в хранилище ARA в первой половине месяца выросли до 215 тысяч барр./сутки, то есть составили на 126% больше, чем месяцем ранее, сообщили в Vortexa. По данным Refinitiv, доля российского автомобильного топлива в общем импорте Европы в ноябре выросла до 44%, тогда как в октябре она составляла 39%.
Этот рост обусловлен вступлением в силу с 5 февраля 2023 года эмбарго ЕС на морские поставки российских нефтепродуктов, которое последует за запретом на российскую нефть, вступающим в силу 5 декабря 2022-го.
ЕС придется найти 500-600 тыс. барр./сутки, чтобы компенсировать потерю российских объемов, отметил аналитик рынков нефтепродуктов и переработки FGE Юджин Линделл. Эти объемы могут прийти из США, стран Ближнего Востока и Индии, но в целом возможности поставок дизельного топлива из других источников для ЕС ограничены.
Суды в Стокгольме и Варшаве вынесли решение в пользу «Газпрома»
На минувшей неделе стало известно, что по итогам разбирательств между компанией Gasum (Финляндия) и российским «Газпром экспортом» арбитражный суд в Стокгольме обязал финского выплатить задолженность — более 300 миллионов евро за поставки газа в связи с неисполнением обязательства «бери или плати», а также проценты за просрочку оплаты. Но главное — арбитраж признал издание Указа Президента РФ № 172 от 31 марта 2022 года о переходе на оплату за газ в рублях обстоятельством форс-мажора по контракту.
«Газпром экспорт» считает, что таким образом подтверждена правомерность приостановки поставок природного газа в случае неосуществления покупателем оплаты в рублях. Но решения арбитража недостаточно для возобновления поставок российского трубопроводного газа в Финляндию, максимум, что он смог сделать, — обязал обе компании продолжить переговоры. При этом, согласно решению, Gasum не обязана производить оплату ни в рублях, ни в соответствии с предложенным порядком оплаты.
Россия являлась традиционным поставщиком природного газа для Финляндии. 19 ноября 2021 года исполнилось 50 лет со дня заключения первого контракта на поставку российского газа в Финляндию. Потребление газа в Финляндии составляет порядка 2,3–2,5 миллиарда кубометров в год, практически весь этот объем исторически обеспечивался российскими поставками.
На фоне пандемического кризиса в 2020 году поставки газа в Финляндию сократились на 34,5%, до 1,609 млрд куб. м. В начале 2021-го объемы стали восстанавливаться, увеличившись по итогам первого полугодия на 35,6% в годовом сравнении до 1,035 млрд кубометров.
21 мая 2022 года «Газпром» сообщил, что в предыдущем году «Газпром экспорт» поставил Gasum 1,49 млрд куб. м. газа, что составило 2/3 от общего объема потребления газа в Финляндии. То есть, несмотря на рост в начале года, в целом по 2021-му поставки снизились на 7,4%, что может быть обусловлено значительно выросшими ценами на газ в Европе. В тот же день, 21 мая 2022-го, поставки трубопроводного газа из России в Финляндию были остановлены из-за нежелания газотрейдера Gasum осуществлять его оплату в рублях.
Решение арбитража в Стокгольме может повлиять на желание других бывших контрагентов судиться с «Газпромом». Так, концерн Uniper, крупнейший импортер газа в Германии, в сентябре заявлял, что рассматривает возможность подачи иска в Стокгольмский арбитраж против «Газпрома». Согласно письму, которое тогда обнародовало агентство Reuters, Uniper «рассмотрит подобные иски о возмещении ущерба против Газпрома и, если есть большая вероятность успеха, попытается добиться их исполнения».
Однако с тех пор финансовые проблемы Uniper стали настолько критическими, что концерну явно не до тяжб с «Газпромом». На минувшей неделе стало
известно, что Uniper фактически будет национализирован правительством Германии.
При этом 21 ноября польские СМИ сообщили, что суд по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей Польши отменил решение о наложении штрафов на «Газпром» и пять европейских компаний, ответственных за строительство «Северного потока — 2». Польское управление по конкуренции и защите прав потребителей (UOKiK) уже заявило, что обжалует решение суда.
В 2020 году UOKiK оштрафовал «Газпром» более чем на 29 миллиардов злотых (6,33 миллиарда долларов) за строительство газопровода «Северный поток — 2» без согласования с Варшавой. Польский регулятор также наложил общий штраф в размере 234 миллионов злотых на пять других компаний, привлеченных к финансированию проекта — австрийскую OMV, французскую Engie Energy, британско-голландскую Shell, а также немецкие Uniper и Wintershall.
Сжиженный газ, на который рассчитывала Германия, уйдёт в Китай
Компания QatarEnergy подписала 27-летнее соглашение о продаже сжиженного природного газа (СПГ) с китайской Sinopec, что является самым длительным в истории сделок по сжижению природного газа. Об этом 21 ноября сообщил агентству Reuters глава QatarEnergy, министр энергетики Катара Саад аль-Кааби.
По словам аль-Кааби, речь идёт о первом соглашении по продаже газа с Северного месторождения, объёмы поставок для китайской компании Sinopec составят 4 миллиона тонн в течение 27 лет. В 2022 году Катар обеспечил примерно 22% спроса Китая на СПГ.
«Это означает, что долгосрочные сделки заключены и важны как для продавца, так и для покупателя. Мы очень рады этой сделке с Sinopec, потому что это поднимает наши отношения на новые высоты. Переговоры с другими покупателями в Китае, Европе и во всем мире, которые хотят обеспечить безопасность поставок, продолжаются. Я думаю, что недавняя волатильность заставила покупателей понять важность долгосрочных поставок», — сказал он.
Переговоры о долевом участии в проекте расширения добычи газа на шельфе Персидского залива, свою часть которого Катар называет «Северны», а Иран — «Южный Парс», страны региона продолжают с несколькими контрагентами, в том числе из Китая. Ранее в этом году QatarEnergy подписала сделки по строительству шести линий сжижения газа, которые позволят увеличить мощности Катара по производству СПГ до 126 миллионов тонн в год к 2027-му — с нынешних 77 млн т / год.
Подписанием соглашения с Китаем Катар сделал недвусмысленный намёк Германии, что не собирается поставлять СПГ на условиях Берлина. В сентябре министр иностранных дел Катара Мохаммед бин Абдулрахаман в интервью Bloomberg Television заявил, что «между Qatar Energy и коммерческими структурами в Германии ведутся переговоры».
Велись они с начала весны, и главной проблемой все это время был вопрос продолжительности действия контрактов: в Берлине хотели ограничиться двумя-тремя годами, а в Дохе требовали подписания соглашения сроком как минимум на 20 лет. Не могли договориться стороны и о цене, потому что власти Катара хотели привязать их не к нефти, как обычно, а к ценам газа на голландском хабе.
Хотя также в сентябре Reuters сообщило, что немецкие энергетические компании RWE и Uniper близки к заключению долгосрочных контрактов на поставки СПГ из Катара — на срок 15 лет с поставками с 2026 года — однако документы до сих пор не подписаны.
Ранее в Катаре заявляли, что не смогут поставками своего сжиженного газа компенсировать снижение поставок трубопроводного газа. А 1 ноября Саад аль-Кааби пригрозил, что Катар остановит поставки газа в Европу, если страны ЕС все-таки введут потолок цен на газ из России. «Вмешательство в рынки нарушило бы правила конкуренции и поставило бы под угрозу инвестиции в добычу газа. Свободный рынок — всегда лучшее решение», — подчеркнул тогда министр энергетики Катара.