В период предвыборной кампании, еще не вернувшись на Украину, олигарх предпринимал куда более рискованные забеги. Именно тогда он назвал Владимира Путина великим политическим деятелем, обвинил в развязывании войны радикалов, протестовавших на Майдане, и сказал, что с Донецком и Луганском надо договариваться о мире напрямую. Кстати, тогда же он высказал мысль, повторенную им и сейчас, — Америка руками Украины воюет с Россией вопреки интересам украинцев.
Очевидно, что это были реверансы в сторону Кремля, — Коломойский рассчитывал на то, что его кардинально изменившуюся позицию заметят, и он сможет установить отношения с Москвой, ресурс которой для разнообразных бизнес-проектов коррупционного толка потенциально очень высок. У России можно брать кредиты, которым нынешний теневой хозяин Банковой легко найдет применение.
Кремль на сигналы Коломойского никак не отреагировал. Там хорошо помнят палача Одессы. Едва ли Игорю Валерьевичу удастся, признавайся он в любви к России ежедневно до концы своей жизни, когда-нибудь заслужить прощение. Олигарх понял это довольно быстро и вновь изменил показания, вернувшись на прежние позиции, — Россия оккупант и агрессор, который должен вывести свои вооруженные формирования из Донбасса.
И вот опять неожиданный разворот. На сей раз, правда, он адресован несколько иной аудитории. Коломойский говорит о том, что смена прозападного курса на пророссийский будет выгодна Украине, что Россия может в качестве кредитора заменить МВФ, что Америка стравливает украинцев с русскими и не желает за это платить, что ни НАТО, ни ЕС Украине не светит, тогда как Москва мечтала бы видеть ее в новом Варшавском договоре.
Есть пара мест в интервью, в которых простодушный (если это слово к нему применимо) олигарх проговаривается о своих истинных намерениях. Похоже, что политических убеждений у Коломойского нет и не было, — вполне справедливые вещи он произносит не для того, чтобы адекватно описывать реальность, а из интересов самых что ни на есть коммерческих, как было всегда. Первая цитата: «Мы возьмем $100 млрд у россиян. Я думаю, что они бы с удовольствием дали нам их сегодня. Какой самый быстрый способ решить проблемы и восстановить отношения? Только деньги».
То есть добрососедские и союзнические отношения покупаются, они — предмет торга. Кто даст быстрее и больше, тот сумеет привлечь Украину на свою сторону. Вторая цитата прямо указывает на адресата попытки вымогательства: «Вы, — Америка, — заставляете нас воевать и даже не даете нам денег за это». Это примерно та же мысль, только чуть иначе высказанная. За войну надо платить, и если бы Америка давала деньги за то, что Украина воюет с Россией, тогда бы все было в полном порядке.
Перед нами шантаж, но в целом довольно артистичный, оформленный как объективная и вполне обоснованная критика американо-украинских отношений. Игорь Валерьевич не говорит, что Украина обязательно сменит курс, но заявляет, что это было бы выгодней для страны. Поддерживать отношения с Западом и в частности с США нет никакого смысла — денег не дают, в свои союзы не пускают. Россия же сможет купить Украину за какие-то $100 млрд. Это и есть цена вопроса.
Чтобы этого не произошло, Запад должен перекупить Украину, видимо, слегка подняв ставку или же заплатив названную Коломойским сумму. Я думаю, что олигарх, конечно же, согласится и на меньшие деньги, просто он задрал планку максимально высоко, чтобы покупатель в ходе торгов имел возможность сбить цену. В этом случае он бы думал, что остался в выигрыше.
Думаю, что попытка шантажа не даст ровным счетом никакого результата. Российское руководство не станет кредитовать страну с неясным политическим курсом, разваливающейся экономикой, крайне смутными перспективами и все еще определяющей ролью праворадикалов. Когда даешь кредит, все-таки как-то рассчитываешь на то, что он будет возвращен. На сегодняшнюю Украину нельзя полагаться ни в чем. Ситуация там может поменяться мгновенно и кардинально. Трамп не даст денег потому, что знает: никакие российские кредиты Киеву не светят, а кроме того, он вообще выступает против финансовой помощи другим странам.
Так что в очередной раз Коломойский сделал выстрел, который оказался холостым. Шумовой эффект, правда, оказался весьма впечатляющим. По этой части Игорь Валерьевич собаку съел.