Мне, например, дочка как-то подарила искусно сделанный брелок из осколка украинского боеприпаса, которым вырвало целую квартиру из соседнего подъезда многоэтажного дома, где она тогда проживала. Что-то более кошмарное придумать, конечно, можно, но сложно.
О специфической стороне донецкой жизни немирного периода мы пообщались с человеком, имеющим к ней самое непосредственное отношение. Роман Головин возглавляет Государственное предприятие «Агентство по рекламе и массовым коммуникациям «Продвижение». Собственно, это самое крупное в Донецкой Народной Республике рекламное агентство с широкими полномочиями. С некоторых пор оно целенаправленно занимается местными сувенирами.
Фирменный магазин, где протекала наша беседа, место по-своему знаковое. Во-первых, он расположен прямо напротив кафе «Сепар», в котором год тому назад был взорван глава ДНР Александр Захарченко. Во-вторых, раньше в помещении, где теперь продаются боевые донецкие сувениры, раньше находился первый фанатский магазин ФК «Шахтер», покинувшего в начале войны Донецк. Согласитесь, бездна символизма и поводов для размышлений.
- Роман, мы находимся в бывшем фан-шопе ФК «Шахтер». Почему именно здесь решили расположить центр торговли сувенирами ДНР?
- Аура донецкого «Шахтера» уже выветрилась из помещения? Призраки не являются?
— Призраков нет. А люди заходят. Одни говорят, мол, хорошо, что запустили магазин. Другие: «Как же так! Здесь же «Шахтер» был, а вы «отжали»… На самом деле, здание было очень изношенным, все-таки три года простояло пустым, дождь-снег испытывали его на прочность. Пришлось существенно вложиться в ремонт. Кстати, сразу пометьте для читателей, не было использовано ни копейки бюджетных средств. Исключительно то, что наше предприятие зарабатывает на коммерции.
- Тогда нелишне будет сделать пояснения: кроме сувенирной продукции, какие еще у вас направления деятельности?
- Тема рекламы в воюющем городе — это нечто из разряда явлений, как минимум, удивительных. По всем канонам, в Донецке с рекламодателями сейчас должно быть туго. Я не прав?
— Трудности есть, понятно. Некоторое время тому назад, когда мы только пришли в «Продвижение», считалось, что нереально привлечь коммерческих рекламодателей к сотрудничеству — нет рынка. Никто меня за язык не тянул, но я сказал, что есть рынок. Теперь приходится это доказывать на деле. Как бы там ни было, мы растем. Не скажу, что буйными темпами, но растем. И я говорю сейчас о коммерческой составляющей.
- Донецкая реклама сегодня — уникальна в своем роде. Скажем, можно увидеть конкретные предложения — покупка-продажа, например. Но есть и специфические мотивы типа призывов сдать оружие добровольно.
— Это государственный заказ. Отдельная тема. Думаю, что и такая реклама нужна. Хотя она и не всем нравится.
- Давайте к сувенирам… Скажите, ваша продукции большей частью производится в ДНР или завозится, серьезно подозреваю, что из России?
— Сырье чаще всего из России. Ткани, скажем, кожзаменитель, фурнитура. Что касается производства, примерно 70% делается в ДНР. Одежду у нас отлично отшивают…
- У вас на полках солидные ежедневники в кожаных переплетах с атрибутикой республики…
— Кожу завозим, все остальное создают наши мастера.
- А вот раздел керамических изделий. Явно не штамповка…
- Я почему-то подумал, что это откуда-то привезено. Как-то немного выбивается из актуальной сейчас донецкой эстетики.
— Донецкая женщина сама рисует, сама шьет. У нее экстравагантные авторские сюжеты. Это к тому, что у нас люди в предпринимательской среде разделились на тех, кому действительно трудно, но они стараются. На тех, кто старается, но у него не получается, или, наоборот, получается, но все они стараются. И тех, кто ноет, что все плохо, ничего не делая. Женщина, о которой я сказал чуть раньше, считайте, одна воспитывает троих детей и исхитряется каждый год свозить их на хороший курорт. При этом она постоянно учится чему-то новому. Хотя, конечно, бывают и другие случаи.
- Например?
— Иду по бульвару, вижу, человек продает интересные поделки. Предлагаю сотрудничество. Он спрашивает, а какие мне нужны сувениры? Показываю — эти, эти и вот эти. Тот говорит: «Мне это не интересно делать». Но то, что ему интересно, — не покупают. Я готов взять, заплатить деньги со всеми налогами и даже с отчислениями в пенсионный фонд. Отказывается! С другой стороны, значит, не так у него плохи дела, наверное.
- Смотрю, помимо узнаваемых донецких образов и атрибутики явно военного происхождения, у вас есть два или три даже варианта Эйфелевой башни. Откуда такая любовь к Парижу?
- Кто бы мог подумать.
— Я раньше немного был связан с розницей. Так вот, в «сувенирке» ее законы не работают. Все знания оказались бесполезны. Никогда не угадаешь, что будет пользоваться спросом, а что нет. Как-то мы заказывали настольные наборы для руководителей. Камень змеевик, под малахит. Чтобы получить скидку, надо было еще добрать чего-нибудь. Приобрели маленьких иконочек. Я еще менеджера отчитал, зачем-де взяли. А их разобрали в первый же день.
- Настольные наборы, о которых вы говорите, это же штука достаточно дорогостоящая. Но это, как и вся сувенирная продукция вообще — не первой необходимости предметы. Кто это покупает?
— На подарки люди берут. Заезжие россияне частенько покупают. Да и местные тоже не отстают. В том числе и премиальную продукцию покупают охотно. Хотя, честно скажем, не каждому по карману какие-то сувениры. Случается, люди заходят, вздыхают, мол, мы тут музей устроили. Приобрести не могут, только смотрят. Но мы стараемся, чтобы был на всякого покупателя товар. Бюджетные вещи тоже предлагаем, с минимальной наценкой причем. Кружки или магнитики, например, позволить себе может каждый. Было бы желание.
- Вы говорите, россияне берут, — это понятно. Но совсем рядом с вашим магазином отель, где все военные годы гнездится миссия ОБСЕ. Её представители заходят?
— Иностранцы бывают часто, но кто они — идентифицировать сложно. Собственно, такой задачи перед нами и не стоит.
- Отдельная категория ваших товаров — это сувениры войны. Изначальный материал определил их исключительность — гильзы автоматные, артиллерийские, осколки мин и так далее. Это наша донецкая, не самая, ясное дело, веселая, но экзотика.
— Очень востребованная продукция. В подавляющем большинстве случаев уезжает в Россию, на подарки. Розы из гильз, хвостовиков мин. Мы постоянно держим запас таких сувениров. Плохо это или хорошо? Это наша действительность. Сегодня это стандартный сувенир из Донбасса. Как раньше, допустим, был макеевский махан. Теперь люди увозят еще и эти печальные сувениры.
- Серьёзное смещение акцентов. Раньше сувениры, помимо махана, разумеется, которому нет равных, это были некие композиции с углем, отбойными молотками, шахтерскими касками. А теперь — гильзы, танки, шевроны…
— Нет, ну почему же? У нас есть и сувениры с углем. Но да, если человек сейчас хочет увезти что-то на память о Донецке, то это, скорее всего, будет кованое изделие с использованием гильз. Классический донецкий сувенир времен войны. Сейчас мы готовим к запуску отдельный сувенирный бренд, пока не скажу, как он будет называться, не хочу предвосхищать события. Он связан с Донецком, но не с войной. Думаю, что его мы станем продавать уже и в России тоже.
- Какой у вас сувенир самый дорогой, а какой самый доступный?
- Наблюдаю у вас ручки, причем всемирно известной фирмы «Паркер». Однако с символикой ДНР.
— Выгравировать мы можем все, что захотите.
- «Паркер» в курсе, что он теперь представляет Донецкую Народную Республику?
— Это официальная продукция «Паркер», купленная в Москве. Знают ли в фирме, что затем их ручки отправились в Донецк? Да, знают. Продукция, как это часто бывает, закуплена на нашего ростовского партнера. Мы ее официально завозим в ДНР.
- Все же сдается, что для «Паркера» это сюрприз.
— Не думаю. Их менеджер в курсе событий, для кого и для чего делаются покупки. Из представительства регулярно позванивают, не закончилось ли что-то. Проблемы при завозе возникают только с теми товарами, где защищаются интеллектуальные права собственности — LG, Sony и тому подобные марки. И то мы можем их завозить.
- Но, допустим, в том же Ростове такая продукция будет стоит дешевле, чем в Донецке?
— Конкуренция все выправила. Никаких безумных двойных-тройных накруток. Если, для примера, в Ростове что-то стоит 100 рублей, то нам выставят не более чем в 103. Поскольку мы покупаем оптом, можно сказать, что цены в Ростове и Донецке примерно равны.
- В Донецк часто приезжают люди из Украины. Покупают ли они местные сувениры?
— Конечно. Другое дело, что они стараются брать сувениры с надписями «Донецк», а не «ДНР». Чтобы на границе не возникли проблемы с украинской стороной.
— Вот этого не знаю. Некоторые заказы на изготовление продукции с символикой ДНР, какой именно, пока не хочу распространяться, размещались в Китае. Это для донецкого рынка. Продают ли китайцы еще куда-то? Сомневаюсь. Пока объемы у нас не так велики.
— Если у покупателя, живущего в другой стране, возникнет желание купить донецкий сувенир, то сделать это реально, только придя к вам в магазин? В смысле, заказать по интернету товар невозможно?
— Скоро такая возможность появится. Разработка сайта находится в завершающей стадии. Правда, не факт, что сделаны сувениры будут именно в Донецке. По понятным причинам частично будем размещать свое производство в России, оттуда продукция пойдет по всем миру.
— Невыгодно везти товар отсюда в Россию?
— Да, пока у нас нет соответствующих объемов. Но придет время, нарастим.
— Я увидел у вас интересные модели танков. Они сами по себе хороши, но композиция с дорожным знаком «Донецк» особенно притягивает внимание.
— В принципе, это стандартные наборы — фабричные модели для склеивания. Но только о танках. Что касается донецкого антуража, это уже мы добавляем. Дороговато получается, вот только это объективная цена. Склеить танк за день может мой сын, а выстроить диораму — это недели полторы работы.
— Но алкоголь мы продавать не можем, только тубусы.
— Это ничего страшного. А что исполняется, когда наружу извлекается бутылка? В смысле, какая музыка создает настроение?
— В принципе, может быть что угодно. Но часто просят записать «Спят курганы темные». Или «В чистом небе донецком». Дальше — самые разные вариации, дело вкуса покупателя.